В течение июня город Камышин Волгоградской области и село Белогорское Саратовской области связывают творческие узы. В Камышине в гостинице «Опава» живут участники съёмочной группы фильма «Степные боги». А съёмки происходят в селе Белогорское (около 70 километров от города). В фильме снимается Народный артист России, художественный руководитель Московского современного художественного театра Владимир Стеклов. Он уже дважды побывал в Камышинском драматическом театре: посетил спектакль-премьеру на закрытии сезона и провёл мастер класс для артистов и студентов местного филиала ВГИИКа.

Камышин. Горы Уши
Камышин. Горы Уши

Как уточнили в киностудии «Соль», экранизацию книги «Степные боги» будут снимать до середины лета в Забайкальском крае, Москве, Саратовской и Волгоградской областях. ИНФОКАМу было крайне интересно, где же будет локация для съёмочного процесса именно в Волгоградской области? И готов раскрыть интригу: с 25 июня съёмки стартуют в районе гор Ушей. Это Камышинский район, а горы Уши представляют собой два холма-останца возрастом 30-60 млн лет и высотой 30-40 метров. Намечено отработать здесь несколько дней, после чего съёмочная группа покинет берега Волги — как и было запланировано, здесь под работу отводился только июнь. Далее съёмки продолжатся в других регионах России.

О творческом процессе мы поговорили с камышанином Александром Червяковым, который представляет конно-спортивный клуб «Золотая лошадь» и является персональным наставником в этой области. Александр занят в работе над фильмом в качестве консультанта и помощника по работе с лошадьми.

Он рассказал, что лошадей с его конюшни в съёмках на данный момент не использовали. Причина проста: они породистые и, что называется, холёные. А действие фильма разворачивается летом 1945 года в Забайкалье. Естественно, что для сохранения исторической правды нужны были работящие, а желательно даже несколько «утомлённые жизнью» лошади. Ведь их использовали в послевоенные годы повсеместно: хоть груз привезти, хоть участок вспахать. Но и современных красавцев всё же снимут — для видений главного героя подростка Петьки, когда тот «встретился» с Чапаевым и другими историческими персонажами. Тут требуются породистые рысаки!

Степные боги
Кадры съёмочного процесса

Для той же цели сохранения исторической правды, телеги, элементы упряжи и амуниции пришлось искать по нескольким районам двух областей. Многое предметы проходили процесс «состаривания», чтобы создать ощущение, будто «держится на нитках». А это, в свою очередь, всегда вызывало опасение: не дай Бог, при очередном переезде что-то оторвётся, сломается… Одна из оглобель в телеге, собственно, так и сломалась.

Александра поразила масштабность работы. Село Белогорское было выбранном местом для съёмок по похожести пейзажа с забайкальским. Оно расположено в урочище, в низине, поэтому окружено возвышенностями с лесом на вершинах — они-то и стали сопками... на Волге!. Кроме того, здесь большой выход на поверхность каменистой породы, что позволяет снять похожие грунтовые дороги, осыпи…

«Для декораций была создана часть деревни, при этом использовали и сохранившиеся строения. Их также старили: меняли шифер на железо, вставляли другие окна… Это огромная работа», — завершил рассказ Александр (живой комментарий со съёмкой можно увидеть по ссылке или ниже).

Руководит съёмочным процессом режиссёр Олег Асадулин. В ролях заняты: Светлана Иванова, Павел Чинарев, Владимир Стеклов, Наталья Павленкова, Ольга Лапшина и другие.

Премьера фильма «Степные боги» анонсирована на 2024 год. Проект поддержан и профинансирован министерством культуры РФ. Герой романа — 10-летний Петька, который растёт без отца в глухой деревне на границе с Китаем. Он встречает японского врача Хиротаро, когда пробирается в лагерь для военнопленных, и это знакомство становиться судьбоносным. Дело в том, что единственный Петькин друг — Валерка медленно умирает от неизвестной болезни, поэтому Петьке и Хиротаро приходится рассчитывать только на помощь степных богов.

Добавим, что исторический роман Андрея Геласимова «Степные боги» отмечен премией «Национальный бестселлер». Над книгой автор работал почти 4 года. Критики отмечают, что произведение написано «языком классического русского романа».