У города Петрова Вала в Камышинском районе расположен уникальный объект культурного наследия федерального значения — «Селимов вал, 1550 год». Местный житель показал, как он выглядит спустя почти пять веков после постройки.

Камышинская земля интересна своими памятниками истории, остатки которых можно найти всего в нескольких километрах от города на Волге. Как следует из истории, первым дерзкий замысел соединения Иловли (притока Дона) и Волги хотел осуществить в 1569 году турецкий (османский) султан Селим II.
На линии современных городов Петров Вал – Камышин существуют остатки канала, которому даже присвоено имя Селима Второго. Однако камышинские школьники доказали, что данные остатки — не дело рук войска Селима. О том, что Селим начал копать канал, сообщает Карамзин, но его опроверг академик Штуккенберг, который уточнил, что войска Селима пробыли на реке Камышинке всего 8 дней.

Житель Камышина Сергей Федосеев побывал у загадочного Селимова вала, сделав фотоснимки объекта XVI века. Даже остатки этого сооружения и сегодня выглядят внушительно, порождают ряд вопросов. К примеру, до сих пор многим не ясно, какую функцию должен был выполнять вал.
чего там доказали камышинские школьники ? камышинские школьники противотанковые рвы под Москвой осенью 1941 года рыли ? Селимов вал имеет чисто оборонительное значение. Протяжённостью - всего 3 км чего там войску было рыть неделю ? В те времена турки и не такое строили. Но если камышинские школьники решили,что вал насыпали инопланетяне или древние укры - тогда конечно... Что им какой - то там Карамзин ...
А что так хамски, Дмитрий. Ты что ли рыл окопы под Москвой в 1941? Здесь рыли, чтоб ты знал, окопы под Сталинградом. Тебе для просвещения.
И давно доказано, что Селимов канал ошибочное название. Ничего турки не рыли. Это канал Бреккеля. Читай научные доказательства. Карамзин, кстати, ошибок навертел, столько, что ой.
В историографии XVII–XX вв. существовали три точки зрения по данному вопросу. Первую разделяли турецкие (Ибрахим Печеви, Али-Мустафа, Эвлия Челиби, Ахмет Рефик), российские (А. И. Лызлов, К. Крюйс, Г. З. Байер, С. Г. Гмелин, П. И. Рычков, И. В. Ровинский, А. И. Ригельман) и европейские (П. Одерборн, М. Стрыйковский, Й. фон Хаммер) историки XVI – начала XX в., которые считали, что строительство канала было основной или одной из важных целей Астраханского похода, в 1569 г. была проведена значительная часть земляных работ, но место строительства канала не локализовано. Второй придерживались представители краеведческой историографии конца XVIII – начала XX в. (Н. Я. Озерецковский, А. Н. Минх, К. Г. Туровский), они полагали, что один из каналов между Камышинкой и Иловлей был построен турками в 1569 г. Третью отстаивали российские (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, П. А. Садиков, Н. А. Смирнов, А. Л. Хорошкевич) и турецкие (Х. Инальджик, А. Н. Курат) историки конца XVIII – начала XXI в., которые основывались на наиболее достоверных источниках и аргументированно доказали, что в 1569 г. работы по строительству канала если и велись, то в очень незначительных объемах и не в районе Камышина, а на 150 километров южнее. Таким образом, наименование объекта археологического наследия «Селимов вал» – ошибочно, этот памятник – остатки канала, строившегося в 1697 г. под руководством И. Бреккеля.
Ключевые слова Селим II, Астраханский поход 1569 г., «Селимов вал», историография, Волга, Дон, Переволока
Работа Волго-Донской канал султана Селима II в российской и турецкой историографии
Работа выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда «Канал Камышинка-Иловля (Волга-Дон) как памятник науки и техники и объект культурного наследия Петровской эпохи» (проект № 22-28-20016)