Оригинальным жанром решила воспользоваться сегодня, 25 июля, камышинская официальная газета «Диалог». Она опубликовала сказку-быль «После тайной вечери» Владимира Бронченко. Литературное блюдо оказалось хоть и порядком замусоренным гарниром пословиц, но все же пикантно приправленным прообразами вельможи, доброго молодца и воеводы. Если продраться сквозь махровый эзопов язык, то за пугливыми аллегориями угадывается, на взгляд некоторых местных аналитиков, битва за верховенство между самими камышинскими «головами»!
Побеждает в сказке, разумеется, добрый, «не обделенный силой, не обиженный счастьем» молодец, которого безуспешно пытается подкупить подлый вельможа. Но вовремя сгонявшего за двести верст молодца «ставит на царство» сам воевода.
А вот из-за чего схватились «головы» — сказочник оставляет за кадром. Впрочем, на то и быль, чтобы не требовать от диалоговского бояна разжевывания, а домыслить сюжет каждому в меру своей политической осведомленности. Не будем, уважаемые камышане, мешать вам развлекаться за чтением авторских сказок коллег, приближенных к «телам»!
«После тайной вечери
В некотором царстве, в некотором граде М. жил-был вельможа. И вёл он себя, как медведь в лесу: дуги гнёт - не парит, а сломает - не тужит.
Однако и дом себе отмахал - ни в сказке сказать ни пером описать. Не дом, а чертог. Всё в нём златом-серебром сверкает, драгоценными каменьями привораживает, по обеим сторонам дивные фонтаны красуются.
Глядит честной народ на диво-дивное да голову ломает: откуда столько? Долго ль, коротко ломал, а тем временем в чертоге тайная вечеря заседала. Людишки к ней все знатные да богатые съехались. Кто взят был из грязи да посажен в князи; кто и велик телом, да мал делом; тот с виду орёл, да умом тетерев; тот хоть и не книжен, зато гладко стрижен; а которые посмышлёнее, так все плуты наголо.
- Вот что, друзи мои сердешные, непотопляемые, - начал издалека вельможа. - Хоть в нашем граде годы лихие и кризисные, но вот вам моя милость: купчишки - лавками обогащайтесь, где душе угодно; а вы, баре-дворяне, от налогов-пошлин освобождаетесь. За то быть мне на вас в большой надёже. Коль скоро выборы воеводы состоятся, так вы за меня горой постоять должны.
- Любо, барин! - отвечали людишки. - Мы теперича не то, что давеча. Хоть и хороша куропатка перьями, да мясом лучше. Мы тебя такой властью наделим, что череду времён сменить сможешь.
Пока знатные да богатые мясом отъедались, едва от жиру не лопались, простой люд росой умывался, клюкой подпирался, на брюхо ложился - спиной укрывался. Бога народ за то не гневил. А кто Богу не грешен, тот и царю не виноват.
Но и то сказать, человек не скотина. Терпит беды он свои до поры до времени. И коль пойдёт брага через край - не удержишь.
Не на радость вельможе жил в том граде добрый молодец. Силой не обделённый, да и «счастьем» не обиженный. Хоть и лежали в избе его семеро по лавкам и жёнушка хворая, собрался-таки молодец на приём к воеводе.
Двести вёрст пешим отмахал, а когда предстал перед воеводой, такую речь ему молвил:
- А известно ли тебе, воевода-государь, что народ не гусли: поиграв, на гвоздь не повесишь? А знамо ли тебе, что на крещёной земле града М. один вельможа многих по миру пускает, а сам против тебя сговор затевает? Коротки ноги у миноги, чтоб на небо лезть. Примай меры!
- Ты, я вижу, не велика мышка, да остёр у тебя зубок, - отвечал воевода. - Коль всю правду глаголишь - вельможе в жутких муках пребывать. А коль кривда из тебя вылезет - самому головы не сносить. Ну-тка отправляйся в свой град М. да собирай народ. А я рысью через пару дён прибуду.
К пиву едется, а к слову молвится. Только молодец у воеводы побывал, как во всём граде М. народ зашевелился. И стала вокруг него земля слухом наполняться о визите воеводы. Узнал про то вельможа да и весь затрепетал:
- Ты, добрый молодец, меня уж не губи, - взмолился вельможа. - Пока твоя душа к воеводе наведывалась, я тут тебе хоромы присмотрел. Твои ить совсем развалились. Возьми свои слова от воеводы назад, не сдавай меня...
- Ты, барин, - воровское семя, от коего доброго приплоду век не дождаться. Богатый тонет - топор сулит, а вытащишь - топорища не дождёшься.
Через пару дён в граде М. знатное дело приключилось. Устроил прилюдную порку воевода вельможе, а напоследок его хоромы молодцу вручил. И стали скоро его детки, как конфетки. И жёнушка с хворью справилась.
Божиться в том граде не настаивают, да и лгать заказывают. Все друг к другу милостивы стали и смиренны. А кто и боится воеводу, так то вороги иноземные.
Не верите? Так я и сват Демьян там были, куму Соломониду дома забыли. Мёд-пиво пили. По усам текло, да и в рот перепало. Вот и сказке конец. Кто прочитал - тот молодец. А кто ещё на веру её возьмёт, до ста лет проживёт.
Владимир Бронченко»