Ветеран Великой Отечественной войны Иван Рыбушкин и капитан бронекатера Александр ЁлкинВчера, 7 мая, в акватории реки Камышинки (в лоцманских картах она значится как «убежище Камышин»), неподалеку от набережной Парка Победы, пришвартовался бронекатер волжской экспедиции-реконструкции «Речные танки Сталинграда», организованной участниками клуба подводного поиска «Wreck.ru» города Тольятти с целью увековечить память моряков Волжской военной флотилии, погибших во время Великой Отечественной войны.

Катера данной серии (так называемый «проект 1125») принимали активное участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны (в том числе — во время сражения за Сталинград) как на речных, так и на морских просторах. Многие из них погибли, несколько — превращены в памятники.

К слову, ровно двадцать лет назад, 7 мая 1995 года, на Набережной 62-ой Армии, неподалеку от музея-панорамы «Сталинградская битва», был установлен один из таких катеров-памятников. Этот участник Волжской военной флотилии, который впоследствии «дошел до Берлина», только чудом и заступничеством ветеранов войны избежал отправки на переплавку в «лихие 90-е» и занял достойное место на постаменте мемориала военным морякам Сталинграда.

«Речной танк» бросил якорь в бухте Камышинки около полудня, а спустя 4 часа — уже давал «прощальный салют» из танковой 76-мм пушки, установленной на борту, и пулемёта «Максим» (вооружение катера восстанавливалось из боевых образцов, но было приведено в соответствие с действующим законодательством проверено специалистами ГИМС перед началом экспедиции).

Несмотря на то, что никакой официальной информации о прибытии катера не распространялось, за это время на его борту сумели побывать многие камышане, узнавшие о планируемом прибытии катера в наш город на различных ресурсах сети Интернет, или же обратившие внимание на корабельную сирену, с помощью которой экипаж катера оповещал о своём присутствии ехавших по Бородинскому мосту автомобилистов.

О странном недоразумении

Странное недоразумение, касающееся нашего города, заключается в том, что Камышин оказался единственным из восьми волжских городов, включенных в маршрут экспедиции, в котором не была организована торжественная встреча «речного танка» Победы.

Несмотря на то, что на интернет-портале infokam.su первая информация о наличии нашего города в маршруте реконструкторской экспедиции появилась еще в январе нынешнего года (//n19233.html) и была подтверждена в апреле (//n20262.html), — никакой инициативы руководителями профильных комитетов Камышина проявлено не было. (Разве что в среде сотрудников администрации города родилась «легенда» о том, что бронекатер якобы «приглашен в Камышин «Инфокамом»).

Соответственно, комментируя произошедшее, руководители отдела по связям с общественностью и СМИ и комитета по культуре в один голос утверждали, что «ничего не знали о времени прибытия участников экспедиции», никаких официальных приглашений или распоряжений от вышестоящего начальства не получали, вследствие чего «не могут нести ответственности за незапланированное мероприятие, когда и так — работы «выше крыши».

Между тем руководитель экспедиции, по совместительству - капитан бронекатера Александр Ёлкин рассказал infokam.su, что он получал телефонный звонок от представителя администрации Камышина где-то за неделю до прибытия. Сегодня на своей странице в социальной сети «Фейсбук» под фотографиями из Камышина он сделал запись следующего содержания: «Камышин. Жаль, что администрация города проигнорировала приход БК. Спасибо водной полиции и ГИМС МЧС за помощь!».

Отмечу, что для охраны общественного порядка во время швартовки катера специально прибыли из Волгограда сотрудники Водного отдела Транспортной полиции ГУ МВД г. Волгограда в связи с тем, что на линейном пункте полиции Водного отдела по г. Камышину в настоящее время отсутствуют штатные сотрудники.

А камышане пришли!

Несмотря на подобные досадные недоразумения, легендарный бронекатер посетили не только заинтересованные камышане, узнавшие о прибытии катера из различных интернет-источников (правда, как рассказывали некоторые посетители, кто-то искал катер в районе речного порта, а кто-то — возле краеведческого музея), но и многочисленные журналисты и блоггеры нашего города. Последние разместили на своих ресурсах, а также на популярном видеохостинге YouTube свои записи и ролики о данном событии (например, видеографы Иван Филимонов (http://www.youtube.com/watch?v=xSyLUvdzbJc#t=64) и Александр Сиднев (http://www.youtube.com/watch?v=yMGDsIpGNdU), журналисты-блоггеры Сергей Кукушкин (//n20466.html) и Марина Караваева (http://www.karavaynews.ru/news/rechnyie-tanki-shtorma-ne-boyatsya.html).

Но, пожалуй, «гвоздём камышинской программы» можно считать посещение легендарного «речного танка» ветераном Великой Отечественной войны, военным моряком — мичманом Тихоокеанского флота Иваном Андреевичем Рыбушкиным!

Его героическая биография требует, конечно, отдельного рассказа (который в скором времени мы надеемся представить нашим читателям): уроженец села Новониколаевка Ольховского района, встретил войну 15-летним подростком. Подросток трудился на постройке оборонительных укреплений, был участником Сталинградской битвы, а позже — служил на Тихоокеанском флоте, принимал активное участие в сражениях на восточном фронте с японской армией.

Узнав о прибытии бронекатера с поднятым боевым Андреевским флагом, Иван Андреевич немедленно выразил желание поприветствовать команду, заявив: «Мне есть, что им сказать!..»

Бодро взбежав по трапу на борт катера, 88-летний ветеран первым делом отдал воинское приветствие боевому знамени (его также подняли со дна моря во время поисковых экспедиций). А потом было общение с экипажем, фото на память, чтение стихов о море с таким выражением, что у всех присутствующих захватывало дух! К слову сказать, Иван Андреевич Рыбушкин — один из двух камышинских ветеранов Великой Отечественной войны, которые отбыли сегодня, 8 мая, в Волгоград для участия в Параде Победы 9 мая.

Таким образом, в который раз подтверждается правило, что происходящее вокруг зависит от каждого из нас, а вместе — мы сможем многое! Ведь, как рассказали сами члены экипажа бронекатера, в «обычной жизни» у каждого из них есть свой род занятий, работа и семья — но увлеченность общим делом, чувство искреннего патриотизма позволило им воплотить такой масштабный проект практически без поддержки каких-либо официальных структур.