Отставка экс-мэра Москвы Юрия Лужкова продолжает быть «горячей» темой не первую неделю. Еще бы, ведь Москва! Столица! Население, равное по количеству душ нескольким европейским странам… Что будет с городом? — спрашивают москвичи. Что будут с нами? — спрашивают провинциальные главы регионов и городов. Так в чем же ошибся столичный вождь с 18-летней историей правления?

Утерян контроль?

По мнению большинства экспертов, вовсе не истории «с пчёлами» или публичная перепалка по итогам пожаров были главной претензией к Юрию Лужкову. Похоже, Кремль сделал вывод: мэр перестал контролировать столицу. Вместо Лужкова Москвой правят бизнес-группы. А впереди, не стоит забывать, выборы 2011-12 годов. В данном случае Москва как была оплотом демократии, так и должна им оставаться. Здесь, как говориться, жизнь лучше и перспектив видно больше. А в провинции зреют «не те» настроения. Понятно, что федеральный центр не мог пустить ситуацию в столице с несколькими миллионами избирателей на самотёк.

Ох, уж эти пробки!

Еще одно обвинение — транспортный коллапс. Причину видят в игнорировании проблем при разработке и реализации градостроительных документов. И вот тут, пожалуй, самое время задуматься мэрам больших и малых городов. Вот как, например, прокомментировал градостроительную ситуацию в Волжском Волгоградской области главный архитектор региона Александр Вязьмин:

«Резервная площадка для жилищного строительства Волжского — будем говорить, основная — куплена частным лицом: в свое время там были поля, потом их разделили на паи, которые потихоньку скупались… Намерения нынешнего хозяина не противоречат городу, он тоже хочет строить жилье. Причем такое, какое нужно волжанам. Более того, за свои деньги человек разработал проект планировки. Но он не строитель, скорее девелопер. Как организовать застройку в комплексе, кто будет делать сети, дороги, заниматься землями общего пользования? По этим вопросам нужно находить общий язык».

А вот, что сказано по Камышину: «Затягивание сроков реализации усложняет реализацию планировочных решений, а порой и вовсе делает их нереальными. В Камышине в свое время задумывалось строительство очень красивой эспланады с выходом на Волгу. Но время шло, в этой части города вместо редких частных домиков появились крепкие коттеджи, и когда вернулись к теме эспланады, оказалось, сделать это уже не так просто».

В общем, у каждого градоначальника есть свои «скелеты в шкафу» градостроительства. Советская система жесткого градостроительного планирования канула в Лету, а новая «гнется» под влиянием сиюминутных интересов.

Много политики, кругом политика…

Еще одним важным фактором свержения Лужкова называют его излишнюю тягу к политике и политическим заявлениям. Между тем сам мэр не единожды повторял, что «политикой пусть занимаются депутаты, а исполнительная власть должна заниматься делом. Это мой принцип».

«Попадаешь в политическую немилость — жди до конца», — заявил РБК лидер «Яблока» Сергей Митрохин, отметив при этом, что Лужкова может ожидать «весь букет удовольствий». «Если ты полез в бутылку, тебя могут куда-нибудь упечь. Это может произойти и с Лужковым», — считает Митрохин.

Словом, правящая верхушка еще раз наглядно продемонстрировала всем высоко сидящим чиновникам: вы должны заниматься хозяйственными делами и не лезть в политические дела без особого разрешения. На вас — города, дороги, ЖКХ, заводы и многое другое. А заявлять о том, с кем дружить, с кого брать пример и каким путем идти — это прерогатива политической власти страны.

«Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, похоже, до конца не верил, что его могут убрать», — сказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов интернет-порталу «Правда.Ру». И вот об этом, пожалуй, необходимо помнить всем высокопоставленным чиновникам.