Каждый год, в преддверии 9 мая, многие информационные издания стран бывшего Советского Союза рассказывают о ветеранах. Сегодня мир объединил интернет, статьи публикуются во «всемирной сети» и пополняют историю прифронтового Камышина...

В казахстанском издании был опубликован рассказ ефрейтора Нафисии Агишевой. Призванная на фронт, она прошла военные сборы в Самаре, где ситцевое платье сменила на мужскую гимнастерку, а лыковые лапти — на ботинки громадных размеров. Фронтовой эшелон отправился в пекло — в Камышин под Сталинградом.

«В Камышине девушек распределили по различным войсковым частям. Нина попала в службу воздушного наблюдения. Их ежедневно обучали стрелять, проводить связь, а также опознавать все виды самолетов – как своих, так и вражеских. Вначале изучали силуэты самолетов в альбомах, затем — в воздухе; днем — с биноклем, ночью — по шуму моторов. Девушки не должны были пропускать ни один вражеский самолет, сведения которых должны были немедленно передавать в главное управление ПВО», — передает корреспондент рассказ ветерана войны.

Поясним, что речь идет о службе юной казахской девушки в 103-м отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения, связи (ОБ ВНОС), который был сформирован в Камышине в декабре 1941 года.

Камышин, ВНОС
Боевой расчет 103 Отдельного батальона ВНОС, охранявшего небо Камышина

В издании «Кавказская здравница» можно прочитать воспоминания жительницы Пятигорска Зои Алексеевны Клименко:

«15 мая около двухсот комсомолок-добровольцев из Оренбуржья прибыли в Камышин Сталинградской области и после кратковременного обучения стали бойцами 103-го отдельного батальона ВНОС. Это служба воздушного наблюдения, оповещения и связи, в которой роль современных радиолокаторов выполняли глаза и уши бойцов.

В батальоне ВНОС поначалу служили мужчины. Когда почти все они были отправлены на передовую, на смену им стали призывать девушек. «Прибыли мы в Камышин, — вспоминала Зоя Алексеевна, — и старшина, обходя строй, не выдержал: «Що це, в чортового батька, за вояки? Це ж дiти!» Всех расформировали по постам: в каждом несколько бойцов-девушек и командир — мужчина.

В это время, летом 1942 года, немецкие полчища рвались в Сталинград. Вражеские самолеты днем и ночью бомбили город, его окрестности и железнодорожные станции, куда доставлялись войска и подвозилось вооружение. Боевое крещение девичий батальон получил, когда стоял на охране железнодорожной магистрали Поворино — Сталинград, главной транспортной артерии, питающей фронт.

«Небо было черное от стервятников; рев моторов, свист и разрывы бомб, пожары, многочисленные жертвы буквально сводили с ума, — рассказывала Зоя Алексеевна. — Стою на посту, страшно, а уйти нельзя - надо передавать в батальон, как идет воздушный бой». И добавляла: «Наверно, хорошо, что мы сразу попали в пекло. Потом легче было».

Хотя легко не было никогда. В обязанности бойцов ВНОС входило своевременно обнаружить воздушного противника, опознать тип, марку, количество, высоту, курс самолетов и по рации или телефону передать информацию зенитчикам, истребительной авиации, на ротный пост и соседнему НП, в сторону которого летели самолеты. Наблюдатель должен был обладать отличным слухом и зрением, чтобы безошибочно справиться с этими задачами, особенно в ночное время и плохую погоду. На рисунках и фотографиях девушки изучали силуэты различных типов самолетов, особенности хвоста, крыльев, фюзеляжа. Даже когда «юнкерсы», «хенкели» и «мессеры» скрывались за облаками, по звуку их двигателей определяли, какой самолет летит: у бомбардировщиков он «задумчивый» и надсадный, у разведывательного самолета-«рамы» — занудный, будто кирпичи везет…

Между прочим, позже у многих девушек обнаружились проблемы со слухом: сказалась специфика их военной службы. Дежурство несли круглосуточно — на крышах строений, наблюдательных пунктах, представлявших собой деревянные конструкции; в так называемых «ямах прослушивания» — специально вырытых в земле углублениях, где звук моторов был слышен четче. Работа осложнялась ещё и тем, что их часто бомбили...»

103-й отдельный батальон ВНОС дислоцировался в Камышине по июнь 1943 года.  Девушек обучали не только навыкам ведения наблюдения за самолетами противника, но и телеграфированию с присвоением звания «радиотелеграфист 2-го класса». К моменту завершения обучения им присваивались сержантские звания. Основной костяк батальона составляли девушки из Москвы, Орла, Курска и городом Урала. После победы в Сталинградской битве боевой путь 103-го отдельного батальона ВНОС из Камышина в составе Первого Украинского фронта пролег через Белоруссию и Польшу вслед за наступающими войсками. 10 мая 1945 года девушки-«вносовцы» расписались на Рейхстаге.

...Прошло 78 лет со Дня Великой Победы. В эти дни те самые девушки, волосы которых давно посеребрила седина, делятся воспоминаниями с журналистами. К сожалению, память — хрупкая штука, многие ветераны позабыли детали, фрагменты тех страшных лет. Но все они помнят Камышин — волжский город, в который они приехали сменив туфли на мужские ботинки, которые называли «харрикейны» в честь английского истребителя.

Расставшись с косами и платьями, они защищали Камышин и обучались военному делу, чтобы потом дойти до Берлина и написать на стене Рейхстага «Мы победили!».