Слово редакции: 1 января — Новый год
03 июня 2018, 10:17

Зачем в год 350-летия Камышина переписывать историю города на казачий лад

На Камышинке-реке.Признаюсь, достаточно долго не знал, стоит ли писать подобную статью, замысел которой родился в то время, когда пресс-служба администрации области, а за ней и многие СМИ сообщили: «Именно казачья застава «Камышинка», названная в честь протекающей рядом речки, и дала рождение городу…».

У меня к казакам камышинской земли (города и района) — самое доброе отношение. Еще с 90-х годов, когда впервые стали часто задавать вопрос: «А что, Камышин — казачий город?!».

Отвечая на него, я терпеливо рассказывал, что издревле проживали здесь казаки, и состояли они на службе в Астраханском казачьем полку. Но делились на городских, которые жили в Камышине, и хуторских, которые основали станицу Александро-Невскую в Камышинском уезде (сегодня село Лебяжье). Да и это — народное, так сказать, деление, потому что, конечно же, все камышинские казаки были приписаны к Александро-Невской станице и состояли на государевой службе. В городе располагалось правление Второго отдела Астраханского казачьего войска.

Но сегодняшние казаки меня часто осуждают — я думаю, по причине комментариев под статьями на сайте infokam.su, где порой на их счет высказываются довольно резко.

Как бы то ни было, сейчас и я решил задать вопрос, который вынес в заголовок статьи. Я понимаю, что глава города Владимир Пономарев — казак. А, например, корни родословной первого заместителя главы администрации Андрея Лётова можно отыскать в Высочайшем повелении 1801 года. Более 200 лет назад царь повелел включить камышинских казаков в состав Астраханского казачьего войска. В списке значились 50 мужчин. Среди них — семеро с фамилией Лётов (Семен, Матвей, Федор, Филипп, Ефим и два Степана — последние так и обозначены «первый» и «второй»). Отсюда идут корни родословной нынешнего замглавы администрации.

«Так в чем вопрос, и к чему столь длинное отступление?» — спросит порядком утомленный читатель.

И я отошлю его к официальному релизу пресс-службы администрации Волгоградской области. Цитируем:

«В конце апреля в г. Могилеве в Республике Беларусь проходил VI Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества». Волгоградскую область представляли специалисты из Камышина, рассказавшие о традиционном костюме камышинских (дмитриевских) казаков, а также презентовавшие Камышинский арбузный фестиваль. ...Напомним, что в этом году Камышин отмечает круглую дату – 350 лет со дня основания. У истоков основания Камышина – казаки, которые несли службу и охраняли водные пути от набегов татар и степняков. Именно казачья застава «Камышинка», названная в честь протекающей рядом речки, и дала рождение городу…».

Таким образом, общепринятую историю основания города, мягко скажем, спрятали под диван. Откуда данные у пресс-службы губернатора? Нетрудно предположить, что от камышан, которые представляли область в Республике Беларусь. Эти данные уже растиражировали средства массовой информации, а завтра, глядишь, прочитаешь эти же строки в реферате какого-нибудь камышинского школьника.

То есть все исторические факты о том, как город в 1668 году в качестве охранного форпоста (крепости или, как иногда пишут, небольшой крепостицы) основал царь Алексей Михайлович (Романов) по прозвищу Тишайший — это уже небылица? Первую крепость разрушил и сжег Степан Разин. Но далее, в 1697 году, город создавал «конный солдатский, Дмитриевский полк», он же — Дмитриевский стрелецкий полк как часть регулярной армии. Казаки, конечно, тоже часть регулярной армии, но с совершенно особым укладом. Более того, специалисты определяют казачество как иррегулярные войска, которые отличались от регулярной армии набором специфических навыков и умений. Подчеркнем, великолепных навыков и умений, ибо те же специалисты считают, что казачьи войска, развивайся история XX столетия иначе, стали бы элитными войсками.

Опять спросят: «А раньше, дескать, здесь что, ничего не было: не на пустом же месте город возник?». Не на пустом. Но и на это давным-давно ответили историки.

Первое  упоминание о Камышине находим в описании путешествия купца Федора Котова (1634 год) — орфография сохранена:

«От Саратова 200 верст до Камышенки, где речка Камышенка вышла из степи на нагорней стороне, а над речкой на горе высоко стоит острожек стоячей, а тут стоять по пятисот и по семисот стрельцов с весны до осени, а как на осень пойдут с астороханским товаром, так и острожек сожгут...». Для чего острожек со стрельцами написано дальше: «Стрельцы воровских казачков имают, а иных побивают».

Опять стрельцы — вновь государево войско. Да еще борются с воровскими казаками. А казачьей заставы «Камышинка» — не было никогда.

Это позже, в 1721 году, происходит переименование бывших конных стрельцов и ружников в казаки (Указ Петра I от 1721 года о переведении стрельцов в казачье состояние) — устанавливается штатное расписание. Именно поэтому в 1722 году Петр Великий при посещении Камышинки (так называлось поселение) разделил Дмитриевский полк на пеших и конных, конные стали именоваться городовыми казаками.

Те есть, предвидя мирное будущее города, император, по сути, возложил на пеших служивых, в том числе, и полицейские функции. Ведь они, помимо несения гарнизонной службы, занимались еще и охраной правопорядка. А конным казакам было указано «чинить разъезд», то есть нести пограничную службу на укрепленных («засечных») границах.

Камышинские казаки занимались, в основном, сельским хозяйством, поэтому стали расселяться на близлежащие земли, основывая хутора.  Часть этих хуторов довольно компактно располагались на речке Иловля, вблизи озера Лебяжьего, по названию которого их и стали называть. Хутор Лебяжий, основанный в 1721 году, стал казачьим. Рядом располагались хутора с «фамильными» казачьими названиями — Барановский, Кокушкин, Канов...

В 1872 году камышинская казачья команда заявила о своем желании быть переименованной в станицу с учреждением станичного управления в хуторе Лебяжьем, в котором уже имелось 48 казачьих дворов (по статистике того времени, в них проживало 265 душ обоего пола). 

«Вестник Астраханского казачьего войска» исторически точно сообщает: «В XIX веке станицу основали казаки, переселившиеся из г. Камышина на свою юртовую землю, в 18 верстах от города на р. Илавле, недалеко от оз. Лебяжьего. Новую станицу решено было назвать Александро-Невской, т.к. св. благ. вел. кн. Александр Невский пользовался особым почитанием у Камышинской городовой команды. 19 ноября 1874 г. поселение астраханских казаков получило статус станицы».

Словом, не думаю, что в год 350-летия Камышина править историю города на казачий лад было бы правильным шагом. Даже при уважении к казачьим традициям края.


Автор: Леонид Смелов
Фото: На Камышинке-реке.
На фото: Картина Павла Бутяева.
Код для вставки на сайт или в блог



РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

Люди комментируют

Хорошая и правдивая статья! В исконно казачьих краях поселения НИКОГДА не назывались * село*, только *хутор*, пример Гремяченский
русский язык [Гость] @ 03 июня 2018, 10:32
Казаки были раньше - до революции, а сейчас просто ряженые
Гость [Гость] @ 03 июня 2018, 10:36
Ну чуток перегнули палку, ну сделали основой города камышинскую заставу "Камышинка". ну радость же казакам.
Да ладно вам [Гость] @ 03 июня 2018, 10:40
Себя попиарить хотели, казаки, мы, мол...
гость [Гость] @ 03 июня 2018, 11:15
Я всегда раньше Уважал казаков. Но если нынешние казаки стали такими как Понамарев, Летов и прочие - то лучше я буду Евреем, у ни хоть есть чему научиться. А У НЫНЕШНИХ казаков типа Понамарева и прочих можно научиться только продажности и подлости. И еще: город Дмитриевск основали стрельцы, но ни в коем случае казаки. А назван он был Камышином в наказание Екатериной за поддержку Пугачевс кого восстания. Тем самым Екатерина унизила тех, кто проживал в то время в Дмитриевске.
Емельян Пугачев [Гость] @ 03 июня 2018, 11:33
Меня заинтересовала летописная запись:«От Саратова 7 верст до Камышенки, где речка Камышенка вышла из степи на нагорней стороне, а над речкой на горе высоко стоит острожек стоячей, а тут стоять по пятисот и по семисот стрельцов с весны до осени...».

все мы знаем, что от расстояние по дороге от Саратова до Камышина 180 километров, это никак не может быть равно семи верстам. Как сказано в справочниках, Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра). Получается, что по тем меркам, когда писалась летопись, это всего 5,467 километра. О той ли Камышинке вообще идёт речь? Даже, если счёт шёл по руслу реки, что будет ближе до Саратова, то речь не может идти о семи верстах. Если автор ошибся и пропустил ещё одну цифирю, то любая цифра сзади, или впереди семёрки не соответствует реальному расстоянию.
Ярмолович А. B. @ 03 июня 2018, 11:48
Для Ярмолович А. B. @ 03 июня 2018, 12:48. Так, конечно, ошибка. Оригинал текста - в открытых источниках во множестве.

От Саратова двести веръст до Камышенки, на Камышенке речка Камышенка вышла из степи на нагорнеи стороне. А над речкою на горе высоко стоит острожек стоячей. А тут стоят по пяти сот и по семи сот стрелцов с весны до осени казаньских и пригородошъных. А как на о[сень пойдут] с осенным [астраханским то]варом, так [острожек] сожгут. А то[ю рекою Ка]мышенкою ходят на Дон, а ходу Камышенкою рекою три версты в степь.

А тамо волоку дватцать веръсть, казаки струги волочат. А там река Илавла потекла в степь и [выпала в] Дон. Туде ходят [казаки на В]олгу, а стрелцы стоят для воровских казаков и их имают, а иных побивают. От Камышенки до Царицына сто пятьдесят верст.
Редактор Леонид Смелов @ 03 июня 2018, 12:06
Очень хорошая и очень необходимая в настоящее время статья, историю беречь нужно, а не сочинять небылицы.
Наталья [Гость] @ 03 июня 2018, 12:44
Значит, всётаки наша Камышинка! Ну а как теперь быть с Петром и арбузякой на шпиле?
Лично я против переписывания истории. А у нас что? Вместо того, чтобы развивать город, каждый новый голова, пытаясь оставить след своего пребывания на престоле, пытается переписать исторические события на свой лад. Правители-коммунисты на центральную площадь назвали площадью Павших борцов, с этими идеалами город и прожил 70 лет. Хорошо, хоть ничего не менялось и было всё чётко и понятно, наши - красные, а белые - враги. Правда, потом оказалось, что и те и другие любили свою Родину, но, представляли её будущее по-своему. Потом понеслось! Один фалос воздвиг посредине площади, другой в казачество подался. А если придёт к власти потомок белого генерала, будем площадь сносить?
Ярмолович А. B. @ 03 июня 2018, 12:46
Петр в начале лета приезжал, где арбуз взяли? Пленки и стаканчиков в то время не было.
Из леса [Гость] @ 03 июня 2018, 13:21
Для Ярмоловича! Главное, чтобы в Камышине к власти ГЕЙ не пришёл, иначе не переживаем. А, остальных переживаем.
Емельян Пугачев [Гость] @ 03 июня 2018, 14:37
Гей только один - Люсак, остальные ....ры.
Европеец [Гость] @ 03 июня 2018, 15:23
Люссак пишется с двумя "с", умник доморощенный. А статья действительно интересная, одна из немногих от Смелова, дочитанная, с начала, и до конца.
знающий [Гость] @ 03 июня 2018, 16:25
Ярмолович А. B. @ 03 июня 2018, 13:46
Придут новые, споем новые гимны. Сколько коммунисты кричали, как грудью защитят святое дело отцов и дедов. Пели что как один умрут в борьбе за это.
А как надо было, все языки засунули кое-куда и теперь по новому свистят. Все стали или едросы, или исполняют их волю.
Это история говорит. Сейчас новые придут, будут новые статьи, гимны и памятники.
Михаил [Гость] @ 03 июня 2018, 17:11
Леонид! В Саратове профессор Мезин давным давно доказал, что не было ник какого Дмитриевского полка. Стрельцы прибыли уже в Дмитриевск. Профессор многое знает о Камышине. Пригласите его в Камышин и он расскажет всем камышанам, как зарождался Камышин.
камышанин [Гость] @ 03 июня 2018, 17:50
Перепишут. Казаки сейчас в фаворе: нужны узколобые косные люди для разгона несогласных нагайками.
Алексей [Гость] @ 03 июня 2018, 18:23
Скиньте ссылки на источники. Хотелось бы увидеть статью или монографию, конкретный текст с конкретными аргументами.
Камышанину [Гость] @ 03 июня 2018, 22:29
камышанин [Гость] @ 03 июня 2018, 18:50
Так надо было профессора получить вот и написал. А вы верьте больше.
Андрей [Гость] @ 04 июня 2018, 07:19
Да откуда в Камышине казаки? Ряженые самозванцы! Внимательно изучайте историю!
гость [Гость] @ 04 июня 2018, 07:41
Чисто мнение скажу. Камышинские казаки это уже история. В 90-е росшие в СССР захотели вспомнить корни. Вспомнили. Гляньте на ныншних казаков в Камышине - это мужчины предпенсионного возраста, которые в СССР не могли заниматься казачеством, а сейчас можно.
Дальше что? Ничего. Молодое поколение этих корней не ищет и не пестует в сбе. даже при том, что в целой школе казачьи классы. Молодым жить просто надо. А эти казаки-не-казаки им до фени.
Старый [Гость] @ 04 июня 2018, 08:10
Посмотрите на своих соседей по области- Кумылженский, Серафимовический,Михайловский районы: везде хутора, станицы, церкви, сохранена культура и традиции казачества, а в Камышине все искусственное, не настоящее...
Григорий [Гость] @ 04 июня 2018, 10:38
Какие казачьи традиции? Совсем ряженые края не видят? Надоели уже, шуты гороховые.
я [Гость] @ 04 июня 2018, 10:58
Какие казачьи традиции? Да нормальные, КАЗАЧЬИ! Богу молиться, старших чтить, Родину защищать, честно жить... Это не нужно? Милее потребильство, и каждый сам за себя по закону курятника: клюнь ближнего, нагадь на нижнего????
Он [Гость] @ 04 июня 2018, 11:18
Прям анекдот сочинил на тему

Вы казак?
Да.
Коммунист?
Да с 1972 по 1991 гг.
А сейчас.
Единая Россия!
ФлагMan @ 04 июня 2018, 11:29
Старый [Гость] @ 04 июня 2018, 09:10
Согласен. Сейчас казаки все пенсионеры или около того. Из молодежи не хотят идти. Если честно говорить и не спорить, есть традиции или нет. Традиции есть, статья верная. Вопрос теперь будет ли будущее?
Казак [Гость] @ 04 июня 2018, 12:25
традиции сохраняются там и у того, у кого они тысячелетиями в крови
казаку [Гость] @ 04 июня 2018, 12:34
а казачьи классы в шк.18 - это не возрождение традиций? скажете, эта молодежь из-под палки туда идет и не будет воспитана в казачьем духе? а трое камышан-казаков, которые на Донбасс ездили - это тоже скажете пенсионеры были? ;-)
Он [Гость] @ 04 июня 2018, 13:42
Браво Леонид Смелов. И фамилия подходящая! Прочитал с удовольствием, ведь я родом и Камышина. А где в Камышине есть памятник, мемориальная доска или еще что нибудь в честь казаков. Памятник Дмитрию Солунскому ни в счет это совсем другое (кстати я против этого памятника). Увековечивать надо конкретных людей, а не символы тонкого (неосязаемого) мира.
камышанин [Гость] @ 04 июня 2018, 16:50
Казачьи классы, кадетские, пожарные,с военным уклоном, простите кого еще не упомянул-- дешевые понты чиновников от образования.Нельзя искусственно привить любовь к чему-либо.Ведь есть у нас хорошая поговорка-насильно мил не будешь.
Григорий [Гость] @ 04 июня 2018, 17:10
Григорий, а как прививать любовь к чему либо нужному и важному естественно, а не искуственно, ась?
Щукарь [Гость] @ 04 июня 2018, 19:10
у вас достаточно опыта, чтобы не задавать глупые вопросы, ведь вы долго живете
щукарю [Гость] @ 04 июня 2018, 19:44
Если бы главой города был Еврей - то мы бы больше узнали про Синагогу. Хотя, наше отрицательное отношение к местному Казачеству, скорее всего исходит из нашего негативного отношения к местному главе города, представителю этого Казачества. Этот человек своей продажностью исгадил не только отношение к казакам, но и отношение к органам в которых он служил. Вот уж воистину права русская пословица:Одна ложка дегтя портит всю бочку мёда.
Емельян Пугачев [Гость] @ 04 июня 2018, 20:03
Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
<А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >