Арабский мир Северной Африки и Ближнего Востока пришел в движение. Рушатся старые кумиры, развенчиваются мифы о социальной стабильности режимов, процветавших на добыче и экспорте углеводородного сырья по трубопроводам и морским путем. Мир, с трудом выкарабкивающийся из рвов финансово-экономического кризиса, повергнут в изумление и растерянность небывало высокими волнами народного гнева, разрушающими глобализацию по-американски.

Известные тенденции

Арабские североафриканские и ближневосточные страны отличаются разным уровнем социально-экономического развития. Так, например, размеры годового внутреннего продукта в расчете на душу населения составляют в Ливане 14 200 долларов, в Ливии — 13 800 долларов, в Тунисе — 9 500 долларов, а в Египте — 5 300 долларов. При всей разнице в социально-экономическом положении у этих стран было много общего в политическом развитии: господство различных форм авторитарных режимов, отсутствие реальных политических свобод, попрание прав человека, широкий размах коррупции и произвола чиновнично-бюрократического аппарата.

Во всех арабских странах зрело недовольство господствующими диктаторскими кастами, которые вызывающе нагло обогащались, погрязли в коррупции и подавлении свободы личности. Растущее недовольство населения стран южного побережья Средиземного моря стимулировал кризисный 2009 год: резко снизились иностранные инвестиции. Их снижение повлекло за собой ряд экономических проблем. В результате жизненный уровень населения резко упал.

Во всем виноват Тунис

Впервые крышку «кипящего котла» народного недовольства сорвало в Тунисе, где уже в середине декабря 2010 г. недовольное население поднялось против диктаторского режима генерала Зин Аль-Абидин Бен Али, пришедшего к власти в августе 1987 года. Революция, разразившаяся в Тунисе, первоначально вызвала шок в остальном арабском мире. Дело в том, что население Туниса выделяется среди других арабских стран наиболее высоким уровнем образования и секуляризации. В глазах мирового общественного мнения тунисский диктатор сумел создать Тунису ореол стабильно развивающегося государства. Успешно строившего свои отношения с США и Евросоюзом.

Однако за витриной мнимого внешнего благополучия зрело возмущение народа, особенно молодого поколения. Господствующей элите становилось невозможным держать массу населения в неведении от внешнего мира и самообольщении. Мощные народные выступления, вызванные резким ухудшением материального положения и политическим произволом, опрокинули диктаторский режим Бен Али, который на гребне всеобщего народного гнева пошел на уступки — было объявлено о значительном снижении цен на продовольственные товары. Как заявил видный деятель тунисской культуры Хиджам Бен Камза: «Он ничего не понял: сегодня речь шла о нашем достоинстве, а не просто о куске хлеба».

Однако свергнув военно-диктаторский режим генерала Бен Али, перед народом Туниса стал вопрос: как обустроить демократию в стране. Ответ на этот вопрос не может быть простым и однозначным. В революции участвовали самые широкие слои народа, в авангарде которого шла молодежь. Организованные политические силы не сумели возглавить народные выступления, хотя такие силы в стране были. Поэтому столкновения интересов различных классов и социальных слоев по вопросу о путях будущего развития страны вряд ли удастся избежать. Отсюда и неизбежность обострения политической борьбы в дальнейшем.

Специалисты по арабскому Востоку приходят к выводу о том, что будущее тунисской революции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно включатся в политику многотысячные массы молодежи.

Тернистый путь Египта

Революционная волна, поднятая в Тунисе, накрыла весь арабский мир. Идеи, лозунги и формы борьбы тунисской революции молниеносно распространились во всех арабских странах, благодаря Интернету.

Наибольший всплеск революционной активности народных масс произошел в Египте. Пришедший к власти более 30 лет назад, президент Хосни Мубарак правил страной в условиях, установленного им, чрезвычайного положения, которое позволило не только запретить деятельность радикальных исламских экстремистов, но и значительно ограничить политические права и свободы всех граждан. Военные играли решающую роль не только в политической, но и в экономической жизни. В стране пышным цветом расцвела коррупция и установился произвол военно-бюрократического аппарата.

Политический курс правящей элиты привел к резкой поляризации египетского общества. Две трети населения не имеют стабильных доходов, постоянно балансируя на грани бедности. Половина египтян в возрасте от 15 до 29 лет вообще не могут найти себе работу. Доведенное до отчаяния, население страны под влиянием тунисской революции выступило против военно-бюрократической диктатуры. В январе-феврале 2011 года многотысячные манифестации людей прошли в Каире, Александрии и других египетских городах. Манифестанты требовали безоговорочной отставки президента страны Мубарака.

Массовые выступления людей вынудили Мубарака уйти с поста руководителя Египта. Однако армия сохранила в своих руках контроль за положением в стране. Высший военный совет обещал провести в стране демократические реформы.

Между тем, специалисты считают, что Тунису и Египту предстоит довольно тернистый путь к демократии. Это связано с особенностями исторического и социально-экономического развития двух стран.

У Ливии особый путь

Шквал народных выступлений захлестнул и Ливию. Однако их причины лежат несколько в другой плоскости. По ряду показателей развития Ливия занимает ведущее место в Африке. Так по показателю человеческого развития Ливия занимает первое место среди африканских государств. Здесь самая высокая продолжительность жизни, государство сумело обеспечить себя огромными доходами и резервами конвертируемой валюты, разместив их в банках богатых стран. У населения не было недостатка в продуктах питания и необходимых социальных услугах. Государство уделяет особое внимание образованию и здравоохранению. Культурный уровень населения довольно высок. Страна нуждается в большом количестве иностранной рабочей силы.

Однако в основе разразившегося кризиса лежат столкновения родоплеменных и клановых интересов по вопросам эксплуатации топливно-сырьевых ресурсов, размеров и распределения доходов от них.

Страна раскололась на сторонников и противников Муамара Кадаффи. В Ливии разразилась гражданская война. И при любом ее исходе уже не может быть возврата к ранее сложившейся политической системе. А какое-либо иностранное вмешательство, которое сейчас происходит в Ливии, может привести к необратимым геополитическим последствиям в этом регионе.

Демократия сверху

Революционные выступления охватили все арабские страны Северной Африки и Ближнего Востока, докатившись до Персидского залива. Массовые народные выступления показали несостоятельность той системы социально-экономических отношений, в рамках которой правящие режимы пытались решить острые проблемы развивающихся арабских стран. Народные выступления показали, что арабские страны не намерены пребывать в положении сырьевых придатков и источников благополучия государств так называемого «Золотого миллиарда».

Волнения в арабском мире серьезно осложнили мировые экономические отношения. Нельзя забывать о том, что арабские страны занимают решающие позиции в мировом балансе углеводородного сырья. На долю стран Северной Африки и Ближнего Востока приходится 61% разведанных запасов нефти и 45% — газа. В этих странах добывается 36% мировой добычи нефти и 19% — газа. Дело не только в том, что сокращение добычи углеводородного сырья ведет к удорожанию его стоимости: в середине сентября 2010 года стоимость одного барреля нефти составляла 79,34 доллара, а в начале марта 2011 года она поднялась до 150 долларов. Это делает актуальным переход к альтернативным источникам энергии.

В этом отношении уже делаются реально ощутимые шаги. Так, например ряд германских компаний создали консорциум, который уже создал промышленные мощности для получения электричества из солнечной энергии. Они размещены в пустынях Северной Африки на территории некоторых арабских стран. Отсюда получаемая электроэнергия будет перебрасываться по проводному кабелю, проложенному по дну Средиземного моря, прямо в Европу.

Предполагается, что в ближайшее время около 15% европейской электроэнергии будет экспортироваться из североафриканских стран. Волнения в арабском мире ставят под угрозу интересы транснациональных монополий. Они ломают сложившуюся структуру экономических связей и нарушают геополитическое равновесие, сложившееся в последние 40 лет в этом регионе в пользу США и Евросоюза. По существу, арабский мир бросил вызов глобализации по-американски.

Нетрудно предположить, что США, их европейские союзники и Израиль попытаются использовать взрыв народного негодования для смены лиц во главе арабских стран, которые способны сохранить их зависимость от развитых капиталистических стран под лозунгами обеспечения демократии и «прав человека». Однако арабские народы считают, что демократия не может быть импортирована из-за рубежа. Они полны решимости добиться демократического обновления своих стран на основе укрепления их национального суверенитета.