Сохранение зеленых насаждений в городах и поселках — это одна из острых экологических проблем. Не секрет, что интенсивное развитие промышленного и сельского хозяйства сопровождается масштабными изменениями природной среды, окружающей человека. Отсюда — проблемы со здоровьем, эпидемии, раковые заболевания...

Автор этих строк провел отпуск в поселке Лазаревское на Черном море, где был приятно удивлен тем, как местные власти заботятся о каждом дереве. В Лазаревском предпринимателям не разрешают пускать под топор зеленые насаждения, даже если они растут на территории планируемых к постройке лестниц, входов или торговых павильонов. Фотоснимки лишь подтверждают этот факт — кипарисы сохранены и растут прямо сквозь торговые лавки и из ступенек. Платаны оставлены посредине тротуаров — и это рядовое явление. Деревья здесь холят и лелеют.

Объясняется это позицией администрации города Сочи (Лазаревское — район Сочи). Чтобы спилить дерево, требуется заручится бумагой-разрешением управления лесопаркового хозяйства. А такую бумагу, за редким исключением, никто не подпишет. Главной причиной сохранения «зеленого наряда» Сочи, Лазаревского, Лоо называется забота о туристах. Туристы — это деньги. А приезжие со всей России хотят отдыхать в тени гигантских платанов, наслаждаться видом цветущих магнолий и хвойных кипарисов. А для того, чтобы вырастить дерево (даже в субтропиках!) требуется как минимум три-четыре десятилетия. Любопытно, что даже из ступенек перед административным зданием в Лазаревском растет кипарис. В результате, чтобы попасть на прием к чиновнику, нужно немного посторониться, огибая дерево у входа.

Проблему сохранения зеленых насаждений в Камышине  infokam .su поднял в материале «Будет новый павильон. А дерево — под корень?». Это было письмо читательницы, которую возмутила ситуация с возможной рубкой вяза на территории микрорынка на улице Ленина. В комментариях к этому письму читательница Ольга вновь обратилась к теме сохранения зелени в причерноморских городах. Она написала: «В плане бережного отношения к деревьям меня поразил Геленджик. Там, будь то на действующей набережной или на стройке внутри города, кафе ли, забор ли "пляшут" от уже растущих деревьев. В полу и потолке кафе — отверстия для дерева, ствол которого проходит сквозь строение. В заборе выпилена окружность под ствол (у корявых сосен он часто наклонен). И никому ни одно дерево не помешало вести ни бизнес, ни строительство. И эти примеры не редкость, а закономерность в этом городе. Как чистота и асфальтовое и плиточное покрытие всех улиц».

Факт сохранения деревьев в субтропиках должен стать ориентиром для камышан — жителей резко континентального климата. Ведь вырастить дерево в Камышине — это целая проблема. Если оно не засохнет от недостатка влаги в весенне-летний период, то весьма вероятно может вымерзнуть зимой. Это прекрасно понимали наши предки, которые еще в конце XIX века стали сажать сосны для остановки песков и улучшения городского микроклимата, а в 1903 году заложили лесопитомник на окраине города.

Писатель-романтик Константин Паустовский писал: "Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать... В нем должны быть памятники, сады, фонтаны, повороты улиц и лестниц, перспективы, — чтобы всюду были свет, тишина, ветер и воздух". В какой-то мере вторя словам писателя, камышанка Светлана Константиновна, написавшая письмо о сохранении зеленых насаждений, восклицает: «А по какому закону можно «резать по живому?», по живому, здоровому, красивому дереву, по душам и нервам горожан? Согласитесь, что бездушные поступки приводят к тому, что подростки, молодёжь начинают не воспринимать общечеловеческие гуманные ценности общества».

Может, действительно пора уже брать пример с городов, где заботятся о зеленых насаждениях. Или так и будем жить в пыли и песке?