«Я думал, увижу Грецию с её экзотикой, какой-то особенный античный дух, а оказалось, что попал в нашу обычную современную квартиру с нынешними нравами и вечными конфликтами отцов и детей».

Эту реплику я услышал от товарища, с которым встретился на премьере спектакля «Афинские вечера» по одноимённой пьесе Петра Гладилина. Премьера состоялась в минувшие выходные в Камышинском драматическом театре и была приурочена к чествованию заслуженной артистки России Ларисы Жаровой по случаю её юбилея. Правда, юбилей был ещё летом прошлого года, но в условиях всем известных событий спектакль пришлось перенести. Зато выдалось больше времени для репетиций, чтобы обратить внимание на детали, опробовать варианты и предстать перед зрителем в лучшем качестве.

Реплика товарища вовсе не значила, что он был разочарован. Напротив, как любитель весёлого жанра, он остался вполне удовлетворён. Удовлетворён тем, что увидел на сцене занятную историю любви — любви к детям, родителям, к музыке, к жизни как таковой. Безусловно, эта жизнь не может состояться без конфликтных ситуаций, без споров между поколениями — на то она и жизнь. Ведь истина может родиться только в таких условиях.

«Афинские вечера» (Фото с сайта http://teatrkd.ru)
«Афинские вечера» (Фото с сайта http://teatrkd.ru)

Почему спектакль назван «Афинскими вечерами», становится понятно по мере развития сюжета пьесы. Пётр Гладилин — драматург, писатель, режиссёр и кинорежиссёр — написал её на исходе XX века, «самого страшного века человеческой истории, по жестокости и безнравственности с которым не сравнятся никакие Средние века». Такая нелестная характеристика минувшего была дана Борисом Олеговичем — отцом добропорядочного семейства (его роль замечательно исполнил Артём Буняков). Конечно, он, заботящийся о благополучии своей единственной дочери Наташи (Мария Клыпина), не может быть безучастным к вызовам времени и, выросший в условиях несколько иных моральных качеств, порой в штыки воспринимает новые веяния. Да, он кажется снобом, излишне консервативным, но абсолютно понятным. И оттого — привлекательным, располагающим к себе.

Его супруга Людмила (Светлана Олейник) — женщина неконфликтная, чувствует своё место на вторых ролях, но, ведомая материнским инстинктом, не может не учитывать и меняющиеся интересы своего ребёнка. И когда дочь вынуждена объявить, что беременна, и познакомить родителей с отцом будущего ребёнка Антоном (Александр Ферхов), ситуация становится трудноразрешимой. Вот здесь на сцену и выходит главное действующее лицо, Анна Павловна Ростопчина (Лариса Жарова) — мать Людмилы и бабушка Наташи. Воспитанная в несколько аристократических традициях начала XX века, с его бурными событиями творческой жизни предреволюционной поры (литературные и музыкальные салоны, встречи со знаменитыми поэтами «Серебряного века»), несмотря на, казалось бы, почтенный возраст (но по её виду этого совсем скажешь), она не чужда и запросам нынешнего времени. Её жизнь вобрала в себя все перипетии минувшей эпохи, и по ходу спектакля характер Анны Павловны раскрывается всё больше и больше — благо, Ларисе Жаровой, проработавшей на сцене нашего драмтеатра 40 лет, это вполне под силу. Понимая, что будущее — за молодостью, эта мудрая женщина довольно ловко встаёт на защиту внучки: где надо, может применить не только свой возрастной авторитет, но и физическую силу.

Эффектное завершение спектакля подтверждает истину — счастье не имеет возраста, возраст есть не что иное, как выдумка скучных людей. Потому и спектакль, в центре которого стоит вроде бы пожилая особа, наполнен поистине молодецким юмором и мудрыми — и оттого всегда современными мыслями.

«Афинские вечера» (Фото с сайта http://teatrkd.ru)
«Афинские вечера» (Фото с сайта http://teatrkd.ru)

Режиссёром-постановщиком выступил Павел Лаговский, уже известный камышинскому зрителю по спектаклям «За закрытыми дверями» и «Из путешествий Фауста». Простое оформление сценического действа в финале преобразуется в неожиданно эффектную картину, где используется недавно приобретённый театром поворотный круг. В свете софитов и под хорошо узнаваемую мелодию 1-го концерта Чайковского главная героиня, облачённая в концертное платье, выглядит настоящей примой.

Такой заключительный аккорд стал прекрасным переходом ко второй части праздничного вечера — чествованию Ларисы Жаровой. Её поздравили все коллеги по сцене, исполнив заздравную песню, а также председатель Камышинской городской думы Владимир Пономарёв и заместитель главы администрации Валентина Баринова, пожелав и дальше радовать камышинского зрителя запоминающимися ролями. Затем последовали многочисленные букеты цветов от благодарных поклонников.

Жаль только, не было программок спектакля — почему-то театр отказался от такой практики. В моём архиве набралось уже довольно много отпечатанных на бумаге свидетельств прошлой театральной жизни нашего города. Поверьте, перелистывать их всегда интересно. Это ощутимое прикосновение к истории театра, которую вряд ли могут передать вездесущие гаджеты, где новая информация зачастую тонет в безбрежном океане ей подобных.

Верните программки! Чтобы и через много-много лет мы вспомнили, какими интересными оказались «Афинские вечера».