Западные страны ввели запреты или ограничения на поставку ряда товаров из России. В частности, под эти меры попали металлы и энергоресурсы. Однако, Москва переориентировала значительные высвободившиеся объемы поставок на дружественные рынки, включая Азиатско-Тихоокеанский регион. На него в 2024 г., по прогнозам, придется 49% всего экспорта металлов и энергоресурсов. В 2025 г. доля региона может вырасти до 67,4%. Однако, для наращивания поставок и удовлетворения увеличивающегося спроса необходимы судоходные мощности. Для их создания Россия расширит судостроительный кластер Дальнего Востока. О существующих и запланированных в регионе верфях сообщает портал pronedra.ru.

Недостаточная инфраструктура сдерживает развитие торговли с Азиатско-Тихоокеанским регионом, а также с Африкой и Латинской Америкой. Санкции стали причиной отмены контрактов с Южной Кореей на строительство газовозов, а поставки криогенных систем и мембранного покрытия для танков под сжиженный газ из Франции прекратились. В то же время Катар делает рекордные заказы на строительство судов, включая 77 газовозов, среди которых как минимум 8 будут крупнейшими в своем классе.

Для России также требуется значительное количество новых судов, в частности, дефицит грузового флота ледового класса составляет 70 судов. Юрий Трутнев, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, отметил эту проблему на стратегической сессии по развитию Арктической зоны России. В то же время мощностей российских верфей достаточно для строительства лишь 16 судов до 2030 года.

В условиях нехватки судов перед российским судостроением открываются новые перспективы. Дальний Восток определен как центр развития отечественного судостроения, где к 2030 году планируется произвести не менее 200 судов. Для достижения этой цели правительство России намерено расширить существующие производственные мощности и построить новые верфи.

На Дальнем Востоке функционирует 12 верфей и судоремонтных заводов. Однако, значительная часть мощностей ориентирована на военные заказы. Для увеличения доли гражданского судостроения на Дальневосточном заводе “Звезда” была создана верфь по производству крупнотоннажных судов для нефтегазовой отрасли. В её портфеле имеется 119 заказов на различные суда до 2037 года.

Запланировано строительство и других верфей. Они должны появиться, в частности, во Владивостоке и в:

  • Якутии;
  • Камчатском крае;
  • Сахалине.

К 2030 г. российский рыбохозяйственный флот потребует значительного обновления на фоне завершения срока эксплуатации примерно 1 200 судов. Программа инвестиционных квот и льготные условия для резидентов ДФО способствуют размещению заказов на строительство нового рыболовецкого флота. Однако существующие судостроительные мощности в регионе недостаточны, и необходима модернизация, а также строительство новых мощностей.