Федеральная программа по очистке Волги предусматривает не только реконструкцию очистных сооружений в населенных пунктах, расположенных на берегах великой русской реки, и облесение прибрежной зоны. Озвучиваются планы по поднятию затонувших кораблей.

Эти суда наносят Волге двойной вред. Во-первых, они разлагаются и ржавеют, чем отравляют воду. А во-вторых, в виде искусственной неровности на дне уменьшают и без того небольшую скорость течения, что приводит к заболачиванию и созданию условий для размножения сине-зеленых водорослей.

Еще в июле 2005 года президент Ассоциации водолазных служб России Александр Родионов в интервью РИА «Новости» сообщил, что «бассейн реки Волги — от Твери до Астрахани — загрязняют 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств — это и нефтеналивные суда, и пассажирские, и грузовые». На волжском дне покоятся самолете и корабли времен Великой Отечественной войны, баржи, пассажирские суда и многое другое.

В настоящее время сообщается, что реально можно поднять порядка 500 кораблей, местонахождение которых известно достаточно точно. А среди этих судов могут быть и весьма интересные находки. Например, известно, что около Самары на дне Волги покоится ладья. Её возраст, по оценке исследователей, превышает 600 лет.

То есть некоторые находки могут иметь не только прямое научное значение, но и пополнить музейные экспозиции, а стало быть, привлечь туристов. Другие находки могут восстановить страницы прошлого – возможно, страшные. Например, у города Камышина Волгоградской области на дне могут отыскать баржу. Согласно данным историков, в 1919 году баржа служила плавучей тюрьмой. А потом её затопили вместе с заключенными в ней купцами, дворянами и иными антиреволюционными элементами.

Вечер на Волге. Камышинский район
Вечер на Волге. Камышинский район

Но в этой статье хотелось бы остановиться не на истории, а на экологии. Заявлено, что в рамках федеральной программы по оздоровлению Волги планируется разработать механизм подъема и утилизации затонувших кораблей. Уже стартовали инвентаризационные работы. В Астраханской области насчитали 192, а в Татарстане — 90 судов, лежащих на дне реки. Все они являются бесхозными. То есть даже надзорные органы при отсутствии владельца не могут потребовать поднять их из воды.

Проблема — в дороговизне подобного рода работ. Однако подъём затонувших плавсредств, вероятно, будут осуществлять с помощью нового судна, разработанного в Крыловском государственном научном центре (Санкт-Петербург). Новое судно создается для подъема различных объектов, которые могут представлять угрозу для морской и речной среды. Судно получит корпус катамаранного типа. Его оснастят системой грузоподъема, которая сможет поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн.