Toyota Land Cruiser 200К рассмотрению в Государственной Думе РФ готовится так называемый «налог на роскошь», под который попадают дорогие автомобили, дома и квартиры. Официально это будет проект федерального закона об изменении налогового законодательства, предусматривающего повышение налоговой нагрузки на собственников. В отношении, например, налогооблажения дорогостоящих транспортных средств Министерство финансов предлагает начислять налог один раз при покупке автомашины, стоимость которой составляет свыше 3 млн рублей.

Следует отметить, что при всей «народной поддержке» поправок эксперты отмечают тот факт, что значительных доходов в бюджет России эта мера может и не принести. Причина банальна: в ряде западных государств отказались от подобного налога в силу того, что самые богатые люди его легко обходят, регистрируя имущество за границей. Купив, предположим, ту же самую скрипку Страдивари «для души и коллекционирования», они регистрируют её в любой стране, где нет соответствующего налога. Однако некоторые предложения, направленные в правительство, могут дать положительный эффект.

Впрочем, главными предметами покупки богатых людей страны остаются автомашины. О них мы и поговорим. Информационно-аналитическое агентство ИНФОКАМ получило комментарий по данному вопросу от первого вице-президента Российского клуба финансовых директоров Тамары Касьяновой:

«В настоящий момент непонятно, что считать роскошью и дорогостоящими транспортными средствами, в каком размере вводить налог и как именно или как часто его взимать, - отметила Тамара Касьянова. - Например, некоторые понимают под роскошью потребление благ не для пользы дела, а для демонстративного потребления, например для того, чтобы подчеркнуть свой социальный статус или получить сверх удовольствие. Для других же социальный статус – один из необходимых инструментов работы, например, для создания соответствующего имиджа при ведении деловых переговоров.

Население России в финансовом плане очень дифференцированно, что вызывает неудовольствие одной части населения по отношению к другой. И введением этого налога планируется сгладить это неудовольствие.

Возьмем, например, машину Toyota Land Cruiser 200, стоимость которой составляет от 3 181 000 рублей у официальных дилеров. Для одних эта машина олицетворение роскоши, для других стандартное средство передвижения. Такая машина считается во всем мире хоть и комфортной, но обычной «рабочей лошадью». В других странах она стоит существенно дешевле, лишь в России она стоит больше 100 тысяч долларов из-за высокой таможенной пошлины. При этом если человек принял решение купить Toyota Land Cruiser 200, накопил 1/3 стоимости машины, часть денег взял в кредит и приобрел все таки эту машину, то давайте посчитаем, сколько денег он тратит сейчас дополнительно к цене  первичного продавца - завода изготовителя.

1) Получив зарплату,  гражданин уплатил подоходный налог с физического лица в размере основной ставки — 13 %.

2) Машина ввозится в Россию с уплатой таможенной пошлины в размере  25% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 см3 объема двигателя и 18% НДС. В итоге гражданин при покупке машины в России у дилера фактически оплачивает эту пошлину (которая уплачена дилером при ввозе) и плюс 18% НДС от цены продажи.

В связи с этим остро стоит вопрос, какова должна быть база нового налога. Если налог рассчитывать исходя из цен завода изготовителя, то это справедливо, если к стоимости завода изготовителя плюс российские налоги и пошлины то это не справедливо, так как платить налог на налог это чересчур даже для России.

Таким образом, гражданин РФ платит не малые деньги, чтобы купить серийную и не самую дорогую машину марки Toyota Land Cruiser 200, при этом при покупке автомобиля гражданин России помимо стоимости завода изготовителя и логистических издержек оплачивает налоговые и другие обязательные выплаты.

Помимо того, ежегодно гражданин уплачивает налог на владельца транспортных средств. В Москве сумма налога на автомобиль Toyota Land Cruiser 200 в 2013 году составляет 43200 руб. (288 л.с.*150 руб. на основании п. 1 ст. 361 НК РФ). Для сравнения сумма налога на менее дорогие автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. (которые и являются основой российского автопарк) составляет до 5700 рублей. Очевидно, что приобретая мощный дорогой автомобиль – покупатель уже платит гораздо больше налогов, чем покупатели менее дорогих автомобилей, к тому же его ежегодные налоговые выплаты за владение той машиной существенно выше.

В то же время, согласно Конституции РФ все граждане равны между собой. Равноправие граждан – это не только предоставление равных прав и свобод, но и равенство обязанностей. Из содержания ч.2 ст.6 Конституции вытекает, что все граждане РФ несут равные обязанности. А согласно будущему закону, более состоятельные граждане не равны по отношению к менее состоятельным, только потому, что они больше заработали. Однако при этом совершенно не учитывается, что они уже заплатили и больше налогов.

Несмотря на это сегодня предлагается дополнительно облагать налогом машины стоимостью свыше двух миллионов рублей. Под эту категорию попадает огромное количество серийных машин, которые нигде в мире не считающиеся роскошью.

В связи с этим Российский клуб финансовых директоров вносит предложение, считать роскошью или дорогостоящими транспортные средства мало-серийного выпуска, к которым, например, относятся транспортные средства таких производителей как: Lombardini, Maserati, Aston Martin, Bentley, Rolls-Royce и аналогичные им. При этом список машин должен быть исчерпывающим, с тем, чтобы избежать коррупционной составляющей. Или серийные машины стоимостью от 200 тысяч долларов по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Также в закон должны быть внесены исключения такого рода, как например исключение из стоимости налогообложения расходов на бронирование автомобиля, включение элементов повышенной проходимости и аналогичные им, так как такое усовершенствование не является проявлением роскоши, а элементом защиты жизни и деятельности покупателя или ответственного лица и членов его семьи.

Налог должен взиматься однократно, при покупке автомобиля в размере не более 1,0 процента от его покупной стоимости. Иные налоги на дорогостоящие транспортные средства не взимаются. Именно с такими предложениями Российский клуб финансовых директоров намерен в ближайшее время обратиться в Государственную думу и ко всем парламентским фракциям.