Надо самокритично признаться: героев очерков, которые мне интересны, со временем становится все меньше. Я стараюсь расспрашивать живо, но мне страшно скучно. Объясняется ли это измельчанием круга собеседников или профессиональным пресыщением, ― в общем, не важно. Важно, что, когда «попадаю» на человека, способного меня покорить, навсегда «заношу» его в особую интеллектуальную «копилку». К этим людям судьба помогает мне вернуться, утверждая магнетизм той роскоши общения, ярче которой ничего пока природа не придумала.
Наверное, так, совершенно неожиданно, на днях мы вновь встретились с камышанином, «трансокеанским» помощником капитана Игорем Дешевенко. Читатели, пристрастно обсуждавшие на портале мои первые заметки об Игоре, наверняка вспомнят его ― профессионального моряка, работающего на международных линиях и «исколесившего» весь мир. В Камышине у Игоря Дешевенко живут родные, любимые бабушка с дедушкой. А еще здесь живет, как он говорит, его душа, и ей по-настоящему хорошо, только когда она дышит воздухом родины.
Мы проговорили какое-то мгновение ― а оно вдруг оказалось двумя часами! Наверное, я «подсела» на энергетику редкой натуры - недавно Игорь, например, сошел на берег после сложнейшего рейса и… за день поступил в институт, имея уже не одно высшее образование.
Что такое «сложнейший рейс»? Это значит рейс длиной в четыре месяца, сопряженный с прохождением пиратских районов (оказывается, на земном шаре существуют не только опасные проливы и заливы, но и уже целый океан, который считается сплошной зоной риска). А современные пираты ― это, между прочим, не придурки с кинжалами и повязкой на одном глазу, а опытнейшие террористы, которые в случае захвата грузового судна могут отнюдь не дружескими предложениями принудить его изменить курс для слива драгоценной нефти. Кстати, никогда не подозревала, что при вхождении в «неблагополучные» воды моряки «обтягивают» суда «колючкой» и предпринимают еще ряд других мер, чтобы исключить проникновение «гостей» на борт.
Что значит «поступил в институт за день?». Это значит, Игорь сумел сдать документы на заочное отделение Новороссийского филиала известного финансово-экономического вуза (Игорь живет в Новороссийске) и сразу пойти на экзамены. Он писал эссе на темы экономики по книгам Генри Форда и Стива Джобса, которые прочитал в подлинниках. А философию сдавал на примерах постулатов буддизма, которые досконально изучил в Таиланде. Балл набрал такой, что мог претендовать на эксклюзивные бюджетные места.
Он любит после безлюдья океанских просторов вернуться домой и сесть не за руль дорогого автомобиля, а.. в переполненный троллейбус. Просто проехать по городскому маршруту, чтобы вокруг было много разных людей, и чтобы они все время менялись ― входили и выходили. Говорит, настоящее удовольствие после того, как четыре месяца каждый день видишь только 20 человек команды судна.
В Камышине организовывал себе винегрет впечатлений. Приходил в «Мираж» или другой популярный клуб. Знакомился с девушками, рассказывал о себе. Девушки дружно и категорически Игорю не верили. Были абсолютно убеждены, что в Камышине вариант 29-летнего свободного мужчины с профессией героев изысканных романов невозможен априори.
Еще он учил в свободное время испанский, потому что трех языков, которые Игорь знает, ему как бы недостаточно. Перефотографировал все уютные старые домики на самых тихих улицах. Хочет купить себе такой домик, чтобы «середку» вынуть и отделать, а внешний вид оставить деревянным ― для души. Наслаждался бабушкиными блинами и холодцом и «жестко» пресекал ее намерения приготовить ему какие-нибудь деликатесы ― у него на них «аллергия».
Катался на катке в парке. Ходил на рыбалку. Я съехидничала, не боялся ли он уронить в лунку свои наручные часы «vacheron». Он оценил юмор. Заметил, что, хорошо зная цену деньгам, не научился тратить их для рисовки. А шкалу истинных жизненных приоритетов особенно четко ощущает в Камышине. Не может не приезжать сюда. Не может заменить эту неделю раз в полгода ни бразильским карнавалом, ни итальянской оперой, ни африканским сафари.
Так что же в этот раз было главной целью? Игорь, по поручению родных, узнал, наконец, где могила его прадеда, все это время считавшегося пропавшим без вести. Прадед Игоря Дешевенко по маминой линии, красноармеец Ефрем Курсеков погиб, защищая Сталинград. Место его захоронения под Сталинградом так долго не могли документально подтвердить, потому что в военных архивах ошиблись с одной буквой в фамилии бойца Курсекова. И вот теперь Игорю стали известны все подробности, и он увозит из Камышина на «доклад» маме и отцу приглашение местных историков посетить братскую могилу…
Мы смеемся, прощаясь. И мне кажется, что какие-то там океаны ― это все действительно ерунда, когда человеку есть куда по-настоящему хотеть вернуться.