На площадке перед Камышинским политехническим колледжем на постаменте возвышается трактор-памятник. Видели его многие, но немногие знают его историю, которую нам рассказали в колледже...

трактор универсал
Трактор на постаменте перед Камышинским политехническим колледжем

Началась эта история давно, точной даты уже никто вспомнить не мог. Но примерно в 1986 году преподаватель нашего колледжа (тогда техникума) Юрий Петрович Игнатьев, занимаясь со студентами заочного отделения механизации сельского хозяйства, узнал, что в Даниловском районе Волгоградской области на хуторе Плотников люди видели во дворе у старушки заброшенный устаревший трактор. Говорили, будто трактор практически целый, и бабушка не против его отдать. Эти сведения очень заинтересовали тогдашнего директора техникума Владимира Иосифовича Горбачева и многих преподавателей. Снарядили машину ЗИЛ-ММЗ-585 с мастером вождения Александром Гавриловичем Толстовым, взяли студентов-заочников, знающих о тракторе, и поехали на место. До хутора Плотникова оказалось 150 км.

Действительно, во дворе старушки (фамилия ее  так и осталась неизвестной) обнаружили под навесом трактор «Универсал-2», забросанный дровами. Бабушка была готова подарить трактор техникуму, так как он во дворе только место занимал — дед, который на нем огород пахал до последних дней своей жизни, умер за несколько лет до этого.

Студенты нашли в селе автокран, сняли дрова с трактора, погрузили его в кузов автомашины и, поблагодарив бабушку, повезли подарок в техникум. Закатили его в лабораторию «Тракторы и автомобили».

Появление уникальной машины вызвало неподдельный интерес всех студентов, преподавателей и сотрудников, которые буквально толпами приходили на «новосела» посмотреть! Автор этого описания принял в осмотре деятельное участие. Что показал внешний осмотр? Марка трактора  — «Универсал-2». Машины этой марки выпускал в 30-е годы Кировский завод в Ленинграде. Но сбоку на радиаторе было отлито «ВТЗ». Следовательно, трактор был изготовлен уже во Владимире, где выпускались такие машины с 1944-го по 1955-й год.

Точный год изготовления  установить не удалось, так как площадка на блоке двигателя, где штампуются заводской номер и год изготовления, оказалась чистой по непонятным причинам. В баке для керосина мы обнаружили птичье гнездо, топливных трубок не было, но карбюратор уцелел. Крылья ведущих колес проржавели до  дыр, ребра на направляющих колесах сильно износились. В головке цилиндров вкручены были только две свечи зажигания, и те сильно поврежденные. Прицепная скоба падала без поддержек, не хватало шпор на ведущих колесах, магнето зажигания имелось, но поврежденное и без проводов. Фар и генератора, конечно, не было. А в остальном все было на месте!

Стали советоваться, что делать с трактором? Преподаватели кабинета «Тракторы и автомобили», автор описания, директор техникума — кстати, страстный любитель родного края и истории, преподаватель агрономии Владимир Александрович Ляхов — все увлеклись идеей восстановления. На первых порах решили восстановить только внешний вид с дальнейшей перспективой установить трактор как памятник техники перед фасадом нашего заведения.

Нашлись кое-какие запасные части. Владимир Александрович Ляхов на своей родине — в селе Щербаковка Камышинского района — нашел переднюю ось с такого же трактора и одно ведущее колесо. Эти детали валялись на пустыре возле села. Их привезли в техникум.

Подобрали листовое железо для замены крыльев ведущих колес, которые были совсем непригодны, заменили их. Сняли изношенные продольные ребра передних колес, из угольника в кузнице согнули такие же кольца, просверлили отверстия, поставили на колеса. Зачистили, вымыли, протерли весь трактор, заменили и добавили часть шпор на ведущие колеса. Заменили переднюю ось трактора, так как его родная была сильно изношена, а найденная Ляховым оказалась новее.

И вот машину стали готовить к покраске. Кто всем этим занимался? Работы выполняли, и с большой охотой, студенты очного отделения механизации. Руководство работой я взял на себя, помогал и лаборант по «тракторам и автомобилям» Владимир Мережкин, работавший в то время.

Никакого отдельного кружка или группы по восстановлению не было, а занимались мы этими работами на учебных практиках — «слесарной», по «тракторам и автомобилям». Сбор деталей, изготовление, восстановление заняли несколько лет!

Трактор остался в лаборатории «Тракторы и автомобили» среди другого, более современного оборудования, и все студенты отделения механизации, изучая современную технику, рядом видели и прадедушку тракторов «Универсал-2».

Нам захотелось попытаться восстановить двигатель и завести его. Разобрали облицовку, кран-балкой сняли двигатель и разобрали. Прокладка головки цилиндров оказалась непригодной — новой, конечно, не могли достать. На Камышинском крановом заводе добыли лист металлоасбеста и вырезали из него прокладку. Притерли клапаны, заменили поршневые кольца, которые взяли от ЗИЛовского двигателя и на которых подпилили торцы. Баббитовая заливка на шатунах оказалась немного поношенной, поэтому сделали двигателю «перетяжку», то есть удалили часть прокладок  из-под крышек шатунов. Собрали и установили двигатель на трактор. Свечи зажигания — его «родные» — конечно, найти было невозможно, поэтому замерили резьбу на старых свечах (дюйма), выточили ввертыши с резьбой для свечей М 14х. Из-за большой длины ввертышей свечи пришлось устанавливать с «Жигулей» с длиной резьбы 19 мм.

Старое магнето не годилось, поэтому обратились к студентам отделения механизации с просьбой поискать в дедовских сельских закромах что-нибудь подходящее. Результат оказался превосходным: привезли четыре магнето подходящих марок — СС-4, из которых собрали одно вполне работоспособное. Подработали и собрали привод и установили магнето на двигатель.

Значительные проблемы возникли при восстановлении системы питания, но хорошую помощь оказала нам старинная книга, которую привез один из студентов. Это «Тракторы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ», (авторы В.Розанов и Б. Антоновский, Сельхозгиз, 1934 года издания). В книге штамп библиотеки «Наркомзем СССР — Михайловская межрайонная школа комбайнеров, Сталинградская обл., 1937 год», в книге подпись чернилами «А. Козловцев» — видимо, владелец этой книги, обучавшийся в школе. Карбюратор «Энсайн R», описанный в ней, по конструкции полностью соответствовал установленному на нашем тракторе, в нем отсутствовала одна воздушная трубка и была сорвана резьба, стягивающая два корпуса. Выточили новую трубку крепления с топливным каналом, изготовили новую воздушную трубку, подсоединили питательную трубку топлива от баков — бензинового и керосинового — и тщательно отрегулировали запорный клапан поплавкового устройства. На каждом баке установили краники и фильтры-отстойники, и система питания после долгих подгонок и регулировок была готова.

Момент зажигания от магнето установили с небольшим опережением до ВМТ поршня первого цилиндра.