На площадке перед Камышинским политехническим колледжем на постаменте возвышается трактор-памятник. Видели его многие, но немногие знают его историю, которую нам рассказали в колледже...
Началась эта история давно, точной даты уже никто вспомнить не мог. Но примерно в 1986 году преподаватель нашего колледжа (тогда техникума) Юрий Петрович Игнатьев, занимаясь со студентами заочного отделения механизации сельского хозяйства, узнал, что в Даниловском районе Волгоградской области на хуторе Плотников люди видели во дворе у старушки заброшенный устаревший трактор. Говорили, будто трактор практически целый, и бабушка не против его отдать. Эти сведения очень заинтересовали тогдашнего директора техникума Владимира Иосифовича Горбачева и многих преподавателей. Снарядили машину ЗИЛ-ММЗ-585 с мастером вождения Александром Гавриловичем Толстовым, взяли студентов-заочников, знающих о тракторе, и поехали на место. До хутора Плотникова оказалось 150 км.
Действительно, во дворе старушки (фамилия ее так и осталась неизвестной) обнаружили под навесом трактор «Универсал-2», забросанный дровами. Бабушка была готова подарить трактор техникуму, так как он во дворе только место занимал — дед, который на нем огород пахал до последних дней своей жизни, умер за несколько лет до этого.
Студенты нашли в селе автокран, сняли дрова с трактора, погрузили его в кузов автомашины и, поблагодарив бабушку, повезли подарок в техникум. Закатили его в лабораторию «Тракторы и автомобили».
Появление уникальной машины вызвало неподдельный интерес всех студентов, преподавателей и сотрудников, которые буквально толпами приходили на «новосела» посмотреть! Автор этого описания принял в осмотре деятельное участие. Что показал внешний осмотр? Марка трактора — «Универсал-2». Машины этой марки выпускал в 30-е годы Кировский завод в Ленинграде. Но сбоку на радиаторе было отлито «ВТЗ». Следовательно, трактор был изготовлен уже во Владимире, где выпускались такие машины с 1944-го по 1955-й год.
Точный год изготовления установить не удалось, так как площадка на блоке двигателя, где штампуются заводской номер и год изготовления, оказалась чистой по непонятным причинам. В баке для керосина мы обнаружили птичье гнездо, топливных трубок не было, но карбюратор уцелел. Крылья ведущих колес проржавели до дыр, ребра на направляющих колесах сильно износились. В головке цилиндров вкручены были только две свечи зажигания, и те сильно поврежденные. Прицепная скоба падала без поддержек, не хватало шпор на ведущих колесах, магнето зажигания имелось, но поврежденное и без проводов. Фар и генератора, конечно, не было. А в остальном все было на месте!
Стали советоваться, что делать с трактором? Преподаватели кабинета «Тракторы и автомобили», автор описания, директор техникума — кстати, страстный любитель родного края и истории, преподаватель агрономии Владимир Александрович Ляхов — все увлеклись идеей восстановления. На первых порах решили восстановить только внешний вид с дальнейшей перспективой установить трактор как памятник техники перед фасадом нашего заведения.
Нашлись кое-какие запасные части. Владимир Александрович Ляхов на своей родине — в селе Щербаковка Камышинского района — нашел переднюю ось с такого же трактора и одно ведущее колесо. Эти детали валялись на пустыре возле села. Их привезли в техникум.
Подобрали листовое железо для замены крыльев ведущих колес, которые были совсем непригодны, заменили их. Сняли изношенные продольные ребра передних колес, из угольника в кузнице согнули такие же кольца, просверлили отверстия, поставили на колеса. Зачистили, вымыли, протерли весь трактор, заменили и добавили часть шпор на ведущие колеса. Заменили переднюю ось трактора, так как его родная была сильно изношена, а найденная Ляховым оказалась новее.
И вот машину стали готовить к покраске. Кто всем этим занимался? Работы выполняли, и с большой охотой, студенты очного отделения механизации. Руководство работой я взял на себя, помогал и лаборант по «тракторам и автомобилям» Владимир Мережкин, работавший в то время.
Никакого отдельного кружка или группы по восстановлению не было, а занимались мы этими работами на учебных практиках — «слесарной», по «тракторам и автомобилям». Сбор деталей, изготовление, восстановление заняли несколько лет!
Трактор остался в лаборатории «Тракторы и автомобили» среди другого, более современного оборудования, и все студенты отделения механизации, изучая современную технику, рядом видели и прадедушку тракторов «Универсал-2».
Нам захотелось попытаться восстановить двигатель и завести его. Разобрали облицовку, кран-балкой сняли двигатель и разобрали. Прокладка головки цилиндров оказалась непригодной — новой, конечно, не могли достать. На Камышинском крановом заводе добыли лист металлоасбеста и вырезали из него прокладку. Притерли клапаны, заменили поршневые кольца, которые взяли от ЗИЛовского двигателя и на которых подпилили торцы. Баббитовая заливка на шатунах оказалась немного поношенной, поэтому сделали двигателю «перетяжку», то есть удалили часть прокладок из-под крышек шатунов. Собрали и установили двигатель на трактор. Свечи зажигания — его «родные» — конечно, найти было невозможно, поэтому замерили резьбу на старых свечах (дюйма), выточили ввертыши с резьбой для свечей М 14х. Из-за большой длины ввертышей свечи пришлось устанавливать с «Жигулей» с длиной резьбы 19 мм.
Старое магнето не годилось, поэтому обратились к студентам отделения механизации с просьбой поискать в дедовских сельских закромах что-нибудь подходящее. Результат оказался превосходным: привезли четыре магнето подходящих марок — СС-4, из которых собрали одно вполне работоспособное. Подработали и собрали привод и установили магнето на двигатель.
Значительные проблемы возникли при восстановлении системы питания, но хорошую помощь оказала нам старинная книга, которую привез один из студентов. Это «Тракторы СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ», (авторы В.Розанов и Б. Антоновский, Сельхозгиз, 1934 года издания). В книге штамп библиотеки «Наркомзем СССР — Михайловская межрайонная школа комбайнеров, Сталинградская обл., 1937 год», в книге подпись чернилами «А. Козловцев» — видимо, владелец этой книги, обучавшийся в школе. Карбюратор «Энсайн R», описанный в ней, по конструкции полностью соответствовал установленному на нашем тракторе, в нем отсутствовала одна воздушная трубка и была сорвана резьба, стягивающая два корпуса. Выточили новую трубку крепления с топливным каналом, изготовили новую воздушную трубку, подсоединили питательную трубку топлива от баков — бензинового и керосинового — и тщательно отрегулировали запорный клапан поплавкового устройства. На каждом баке установили краники и фильтры-отстойники, и система питания после долгих подгонок и регулировок была готова.
Момент зажигания от магнето установили с небольшим опережением до ВМТ поршня первого цилиндра.
Это всё здорово, но как же дед умудрялся на нем огород пахать до последних дней своей жизни.
Символ коллективизации и подьема промышленности , плюс сельское хозяйство.
Респект студентам и преподавателям. Молодцы.
Видел вроде такого у деда в Каменном броде Ольховского района лет 15 назад. По словам деда на ходу. ДТ какой-то, то ли 25, то ли 16. Может и сейчас есть...
Непонятно. завели движок или нет?
завели, он ездил на юбилей техникума, лет 15 назад. Но потом невидимая рука эффективного менеджерства, поставила его гнить на улице, что вызывает недоумение...
поправка лет 20 назад, технаре видео даже было...
Просто 20 лет назад в смартфонах не сидели.
А что же ни слова нет о человеке который его собирал? Гладков Анатолий Константинович. Не хорошо.