На такой «платформе» продолжается объединение известных камышан, представляющих самые разные группы влияния, для участия в осенней выборной кампании 2013 года. Это лидеры партий и беспартийные, бизнесмены и наемные сотрудники, рабочие и интеллигенция, люди с большим жизненным опытом и молодые политики. У каждого из них собственный взгляд на вывод Камышина из экономического застоя, но их объединяет неприемлемость «непротивления», которое парализовало сегодняшнее представительное собрание Камышина. «Инфокам» рассчитывает подробнее познакомить своих читателей с потенциальными участниками начинающейся борьбы за голоса избирателей. Цикл публикаций продолжает интервью с камышанином, автоэкспертом ООО «Строп» Юрием Мангушевым.

— Юрий Анатольевич, сейчас в Камышине зреет тяжелый конфликт между частными перевозчиками и властью. Вы, в недавнем прошлом ведущий специалист отдела транспорта и связи администрации Камышина, знаете ситуацию изнутри. Скажите, что в ней «так» и что «не так»? Перешагивает ли мэрия через какие-то законодательные нормы при навязывании конкурса на городские маршруты всем перевозчикам?

— Как известно, организатором транспортного обслуживания населения, согласно 131-му Федеральному закону, является орган местного самоуправления. Эта обязанность обозначена в законе одной строчкой, и читают ее все, как хотят. Вот Камышинская городская дума приняла решение №58 от 12 декабря 2012 года. Из него следует, что необходимо проводить конкурс среди перевозчиков. Но в этом же решении, в статье 13, написано: конкурс проводится только в двух случаях: если открывается новый маршрут регулярного сообщения, или если утверждаются изменения в реестр маршрутов. 

Открытие нового маршрута — весьма сомнительная причина. Согласно законодательству новым маршрутом считается тот, который на две трети не совпадает с имевшим место ранее. В Камышине подобная степень новизны невозможна, поскольку в нем всего четыре основных магистрали — улицы Ленина, Пролетарская, Базарова и Некрасова, а в поперечнике город составляет каких-то 10 километров. Откуда тут маршруты, отличающиеся на две трети?

Законодательно маршрутом называется определенный участок пути, который транспортное средство преодолевает из начальной точки в конечную. Маршруты могут подразделяться, к примеру, на экспрессные, сдвоенные, укороченные. В этом случае к номеру маршруту прибавляется буква (уточняющая его). Но от этого маршруты не становятся новыми. Изменяется лишь режим работы транспортного средства на маршруте. То есть, изменения в реестр тоже, на мой взгляд, не проходят. Но, подозреваю, может быть предпринята попытка исказить понятие нового маршрута, чтобы подогнать ситуацию под задуманное мэрией.

— А что, собственно, задумано?

— Могу предположить: передел собственности, рейдерский захват определенного сегмента рынка. Ведь юридический смысл обнародованных конкурсов ничтожный. И потом - какой маршрутный лист хочет выдать администрация победителям предстоящих конкурсов? Такого понятия, как маршрутный лист, никакими законами не прописано. А на муниципальном уровне могут приниматься только те нормативные акты по транспортному обслуживанию, которые не противоречат региональным и федеральным.

— Через какие все-таки нормы рискует перешагнуть мэрия при навязывании конкурса на городские маршруты всем перевозчикам?

— Ну, посмотрите. Закон у нас обратной силы не имеет. На настоящий момент лицензии на осуществление перевозок у работающих водителей-предпринимателей есть. Им в свое время законно — подчеркиваю, законно! - выдали паспорта маршрутов. Допуск машины на линию регулируется прохождением техосмотра. Какие еще вопросы? Убежден, что, если администрация города «сломает» перевозчиков, то будут неизбежны судебные иски, поскольку многое в предполагаемых новациях находится за рамками правового поля.

— А есть «мирный» вариант урегулирования этого конфликта интересов?

— Думаю, можно рассматривать некий «нулевой вариант». Точка отсчета — решение думы. Те, кто имел паспорта маршрутов на руках до 12 декабря 2012 года, должны продолжить работать. Ведь законодательно мэрия не может через какую-то особую процедуру допускать любого горожанина к пользованию дорогами. А для новых предпринимателей, пришедших в этот бизнес после 12 декабря 2012 года, можно рассматривать дополнительные условия предоставления паспорта маршрута.

— Как человек, присутствовавший на судебном заседании, где анализировались мотивы Вашего увольнения из администрации Камышина, до сих пор не могу отделаться от мысли, насколько все-таки легко при желании «подстроить» такое увольнение. Вынести пару выговоров за то, что Вы не разъяснили некой жалобщице, когда будет построен второй мост через Волгу… Немного утрирую, но искусственность мотива увольнения была, как говорится, налицо. Что думаете по этому поводу спустя время?

— То же, что и раньше. Во-первых, я не мог одновременно дать заявителю «окончательный, исчерпывающий ответ», как того требует закон, если владение подобной информацией не входило в мои полномочия. Во-вторых, я не мог дать ответ, если срок его подготовки (месяц) не совпадал со сроками получения мной информации для реального ответа (на письма, связанные с паспортами маршрутов, ответы фактически давала комиссия по безопасности дорожного движения, которая заседала раз в три месяца). Разумеется, увольнение мое было «срежиссировано». И на областной инстанции опротестования решения Камышинского городского суда, конечно, не остановлюсь. Буду обращаться в Верховный суд РФ.

— Почему Вы никуда не уехали из Камышина вопреки всевозможным слухам? Какой представляете перспективу развития города?

— Потому и не уехал, что этого кому-то очень хотелось. Это мой город, я здесь родился. И я надеюсь, что в нем должно что-то измениться к лучшему. Не может целый город жить не по законам, а по понятиям. Не могут в нем безнаказанно увольнять людей по надуманным мотивам, жечь машины неудобным чиновникам и осквернять памятники во имя борьбы с оппозицией.

— Как Вам новая работа?

— Работа интересная, творческая. Коллектив молодой, профессиональный. Все у меня хорошо.

— Если бы сейчас предложили должность в нынешней административной команде, вернулись бы?

— Мне всегда в принципе нравилась работа в администрации. В мэрии работает много профессионалов, думающих людей. По-прежнему считаю и себя специалистом в сфере транспортного обслуживания населения. Но работать с руководителями, которые не умеют принимать грамотных решений, не хотел бы. Я вообще не понимаю, по каким критериям сегодня принимают в администрацию руководителей структурных подразделений. Разве что по степени близости к телу главного работодателя... Наверное, поэтому всякая инициатива глушится на корню. Никакого карьерного роста в администрации ожидать не приходится, хотя принцип закона о муниципальной службе построен именно на возможности такого роста. Да и несменяемость третий срок подряд градоначальника всегда усугубляет застой и косность в управленческих элитах.

— Кого видите за масками "доброжелателей", постоянно желающих скомпрометировать Вас на форумах местного электронного СМИ?

— Знаете, в свое время один мой бывший начальник признался: «Совесть — она как хорек. Спит-спит, а потом опять начинает грызть». Я думаю, в известных «писаках» порой просыпается «хорек» и грызет их, а они анонимными выкриками пытаются оправдаться перед «хорьком». Не по-мужски это. Ну, женщину я бы еще понял... Стараюсь не читать и не отвечать.

— Как воспринимаете деятельность нынешнего состава Камышинской городской думы?

— Особенно тягостно смотреть видео с думы. Два-три человека обозначают позицию, а остальные — сплошной «одобрямс»! Сидят с закрытыми ртами и смотрят, что скажет «торец овального стола». Разве можно думе быть в такой степени несамостоятельной? Зачем она тогда нужна?

— Если решите идти на выборы в Камышинскую городскую думу, воспользуетесь поддержкой какой-то партии?

— Если соберусь, чего я отнюдь не исключаю, воспользуюсь поддержкой «Справедливой России». Я не член этой партии, но исхожу из того, что тысячи избирателей сказали на двух последних выборах в Камышине «да!» именно «СР».