Лихую фразу о том, что «камышинская набережная — визитка города», не читал в городских СМИ, пожалуй, только человек, далекий от новостей и местных событий. Эту «визитку», — пишут журналисты, — «видят все приезжие». Надо полагать, с теплоходов, катеров и, конечно, яхт. А местные жители и пешие туристы любят просто отдыхать на набережной.
В 2008 году, в канун 340-летия Камышина, городская набережная была реконструирована на самом посещаемом отрезке — от уникального исторического здания музея до улицы Октябрьской.
Когда-то начнем, когда-то закончим...
В октябре 2012 года на брифинге для журналистов первый заместитель главы города Станислав Зинченко и главный архитектор Дмитрий Вайрих сообщили о том, что набережную ожидает второй этап реконструкции — от улицы Октябрьской до Парка Победы. Дмитрий Вайрих, в частности, пояснил, что реконструировать предстоит 1 800 метров старой бетонной набережной. Твердое покрытие будет уложено на площади 20 тысяч кв. м.
Запроектированы новые системы освещения и ливнеотведения. На обновленной набережной появятся две смотровые площадки; предусмотрены кафе, автостоянка; для любителей спорта будет устроена велодорожка. В районе гостиницы «Опава» запланировано строительство яхт-клуба с пирсом, эллингом и т. д. У парка «Топольки» у Бородинского моста расположится универсальная летняя площадка, а молодежная площадка разместится в районе традиционной остановки цирков-шапито.
Стоимость проекта второй очереди реконструкции набережной — 152 млн. рублей, — рассказывал Дмитрий Вайрих. — Это средства из внебюджетного фонда (будут привлекаться инвесторы), и губернатор Волгоградской области уже утвердил сумму. Реконструкция стартует в апреле 2013 года.
Сегодня 29 марта. Конкурсы не объявлены, а стало быть, старт реконструкции вряд ли произойдет в апреле. В газете «Диалог» корреспондент на реконструкцию исторического центра с новой набережной «заложил» 500 млн. рублей.
Последние новости о реконструкции набережной озвучил на ежегодной встрече с избирателями глава города Александр Чунаков. Он сказал: «Проект реконструкции исторического центра города общей стоимостью 600 млн. «федеральных» рублей предполагает восстановление ряда зданий в районе историко-краеведческого музея, реконструкцию набережной до Бородинского моста, ремонт дороги от музея до школы № 4, создание «каретного двора»... В этом проекте будет участвовать и частный капитал — он будет иметь приоритеты в строительстве объектов вдоль новой набережной...»
«Поверьте, мы построим набережную до Бородинского моста в 2014 году», — подчеркнул Чунаков.
Вопрос: когда начнется реализация проекта? Или это будет проект, подобный реконструкции роддома? Когда-то начнем, когда-то закончим...
Не рано ли петь дифирамбы?
Тем временем в муниципальной газете «Диалог» увидел свет «радостный» материал под заголовком «Туристическое завтра Камышина». Этот тот, в котором написано про 500 млн. рублей. В нем также было сообщено, что по Волге проходят свыше 150 туристических теплоходов.
Любопытная цифра! Ведь в 2011 году министр транспорта РФ Игорь Левитин на правительственном часе в Госдуме заявил: «В настоящее время (на реках) работают 128 круизных теплоходов, их средний возраст — 45 лет».
На заседание рабочей группы по возрождению исторического центра можно было пригласить того, кто был назначен ответственным за развитие туризма в городе и побывал на многих общероссийских совещаниях по навигации на Волге, — Валентина Вчерашнего. Вчерашний бы пояснил, что по Волге мимо Камышина в 2011 году прошли... 33 теплохода.
Камышин, безусловно, имеет туристический потенциал, но зачем его преувеличивать? Одно радует, что старый причал у камышинского порта, наконец-то, признан «несостоятельным». Председатель горспорткомитета Михаил Суслов в «Диалоге» так и сказал: «Сегодня, высаживаясь в речном порту, турист скорее поверит, что прибыл в захудалый городишко, чем в то, что он находится на земле одного из знаменитых исторических городов России».
А сколько об этом было говорено-переговорено ранее?! К слову, сказали и вновь преувеличили. К чему эпитет «одного из знаменитых»?.. Камышин — не древний Углич, Калязин или даже Саратов. Зачем писать столь высокопарно?
И еще... Нужен ли причал в 7 микрорайоне? Камышин, в отличие от многих исторических городов, имеет прекрасную речку Камышинку, в акваторию которой со времен поднятия уровня водохранилища и строительства Бородинского моста заходили теплоходы. И турист видел прекрасную панораму обоих берегов. Как выразился на брифинге для журналистов главный архитектор Камышина, не каждый город может похвастаться столь прекрасной экспозицией, когда с правого берега видна панорама левого, и наоборот.
Бородинский мост специально возводили для прохождения многопалубных судов. Тем более что новых теплоходов в России не построили. Вернее, построили один за 20 лет, да и тот не «гигант».
В общем, вопросов больше, чем ответов. Чем плох причал у Парка Победы? «Вечными» судебными спорами с предпринимателем Анатолием Ярмоловичем? Но господа-то спорят, а холопы хотят жить. И не платить своими чубами за их ошибки, проекты и прожекты. И жить сегодня. И хорошо жить, в конце концов!