Читаю: Алла Тарасова играла на сцене МХАТа Анну Каренину тридцать лет. Потом был снят одноимённый фильм-спектакль.
Я видела этот фильм в 1953 году и до сих пор не избавилась от тогдашнего потрясения. Ни Татьяна Самойлова, ни Татьяна Друбич не затмили этот образ. Был Вронский поярче, были Каренины погениальнее, но лучшей Анны я так и не увидела. Совершенно потрясающие горестные интонации. Так и звучат в душе пронзительные слова, сказанные Вронскому в ответ на его упрёки: «Да разве я не понимаю, что гублю тебя!»
Тридцать лет на камышинской сцене играет Татьяна Торощина. Представьте, что она, превосходно сыграв в самом начале Леди Макбет Мценского уезда, так и играла бы её до сих пор. В столичных театрах такое бывает, но на провинциальной сцене это невозможно. В Камышине не приезжают по миллиону гостей в день, желающих попасть в наш театр. Поэтому артисты у нас живут гораздо энергичнее, разнообразнее, учитывая специфику провинции.
Дивная премьера с цветами и восторгами. Положительные рецензии, пять-шесть премьерных спектаклей, и пора гастролировать, чтобы свести концы с концами. Только «убойные» спектакли, вроде «Слишком женатого таксиста», держатся годами. Приходят зрители «поржать» даже вторично, а то и в третий раз. Уж очень весело!
— Продлевайте смехом жизнь, гоните свой холестерин к чёртовой матери! — призывал зрителей Валерий Керопович Геворгян перед каждым комедийным спектаклем.
И мы гнали. Постепенно репертуар стал очень весёлым. Вот лежат передо мной программки за последние десять лет. В каждой текущий репертуар. Одна мелодрама и десяток комедий, как правило. Сначала жанр пьесы не указывается. Теперь обязательно сказано: лирическая комедия, нежная комедия, жуткая комедия, фаре, супер комедия, социальная комедия, детективная комедия и т. д. Совсем по Пушкину: «Комедий шумный рой».
Не скажу, что этот рой никого не покусал. Смотрю развесёлого «Бесприданника», и сердце заходится от горечи. Колхозница с медалью готова хоть кого привести в свой дом и в деревню вообще.
«Мужики спились. Некому забор починить, некому поросёнка зарезать», — горюет одинокая учительница.
Действительно порядочного человека так и не встретила. Ищет мужские руки писательница Лучезарная. Продала квартиру, машину, чтобы напечатать свои творения. Очень знакомые и горькие судьбы. Уверенно себя чувствует только «новая русская» Фроська Козодуева, но и той грозит разорение. Вот и все клиентки брачного агентства, уморительно соперничающие между собой из-за неказистого мужичка, — «бесприданника». Такой вот смех сквозь слёзы.
Такой же горечью проникнута и комедия А. Галина «Сирена и Виктория». В «Бесприданнике» — Галина Хвостикова, а у А. Галина — Лариса Жарова создали очень интересные образы предпринимательниц. Уже богатых, но ещё не привыкших жадничать и дрожать над своими деньгами. Они душевны, щедры, готовы помочь нуждающимся. Уж не единственные ли это положительные современные герои?
Отрадно, что в нынешнем репертуаре две пьесы Александра Островского. Это конгломерат нескольких комедий «Где любезная моя?» и трагикомедия «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Этому великому драматургу на камышинской сцене особенно везёт.
На протяжении десятилетий более тридцати пяти пьес из сорока семи, написанных А. Н. Островским, шли в Камышине. Некоторые ставились по 2-3 раза, а «Таланты и поклонники» радовали камышан четыре раза. И первым спектаклем, которым открылся наш колхозно-совхозный театр, созданный по указанию из Москвы в 1934 году, была «Бесприданница» А. Островского.
Сейчас можно готовиться к 80-летнему юбилею театра, можно с лёгкой душой отрапортовать Москве о том, как доблестно выполнялось столичное указание. Тогда было создано сразу 240 театров. Уцелели единицы. Камышинский в том числе.
И ещё об Островском. В пятидесятые годы прошлого века камышане даже выражали желание присвоить театру имя Александра Николаевича. Ведь у него, по мысли Немировича-Данченко, «что ни фраза, то трепет души». Даже журнал «Театр» тогда отметил: «В Камышине поставлена пьеса А. Островского «Невольницы», которая очень редко ставится».
В наши дни мы помним смотрели «Позднюю любовь» с Александром Штендлером, трогательную «Блажь» — с трепетной Лилией Дайнега, «Доходное место» — с грозным Николаем Штабным, «Я вам нужен, господа!» — с обворожительным Артемом Буняковым «Без вины виноватые» — с искренне страдающей Татьяной Торощиной. А сейчас идут «Где любезная моя?» — с совершенно невероятным Николаем Дубровиным и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — с потрясающим Юрием Щербининым. Каждый спектакль — новое чувство, новая мысль, непредсказуемое обновление души и актерской, и зрительской.
Классика помогает нам выплыть из моря скороспелых, не шибко талантливых, созданных специально для того, чтобы дать зрителям поржать комедий. Вот и ржём. Много и с удовольствием.
А вот когда Юрий Щербинин беззаветно переливает себя в роль Михея Крутицкого, без особенных ухищрений, без специальных технических трюков, как бы всей массой, всей внутренней силой своего таланта — мы затихаем, долго молчим, долго думаем и вдруг разражаемся благодарными аплодисментами. Это было и в прекрасном спектакле «Ищу человека» о Диогене, и в нынешнем «Не было ни гроша, да вдруг алтын». О власти денег, о несбывающихся мечтах, о торжестве пошлости. Юрий Михайлович Хвостиков умеет всё заострить, обнажить, тщательно проработать каждый образ, дать творческий простор истинному таланту.
Время от времени в театре происходит смена эпох, связанных с крупной личностью руководителя. Уже была эпоха заслуженного деятеля искусств РСФСР и Дагестана Павла Ивановича Джапаридзе, вырастившего плеяду замечательных актёров. По сравнению с добрым десятком других режиссёров он жил в Камышине долго, работал планомерно и успешно. При нём мы с осени знали весь репертуар грядущего сезона. Знали, что заранее почитать, чего на сцене ожидать, какие важные даты отметишь. Многие актёры специально приезжали в Камышин, чтобы сыграть духовную важную для них роль и часто оставались на долгие годы.
Тридцать лет жизни посвятил Камышину заслуженный артист России Валерий Керопович Геворгян. На его долю выпал сложный период в жизни страны. О планомерности и чёткости репертуара пришлось забыть. В сложнейших материальных обстоятельствах больше думалось не о глубине поставленных спектаклей, а о возможности выжить коллективу и театру в целом. Театр выжил и вырос!
Приехал Геворгян в маленький, уютный театрик — «сундучок» на Октябрьской, где теперь магазин «Магнит», добился передачи театру обширного Дома культуры «Краностроитель». Теперь это прекрасно оборудованное, художественно оформленное здание с восхитительными фойе, буфетом, гардеробом, удобными кабинетами и гримуборными. Далеко не во всех столичных театрах есть такие условия. А дивные голубые ели на подходе к театру — восторг!
Наш театр дал миру заслуженных артистов Российской Федерации. Это Иван Гуро, Валентина Ватажко, Всеволод Зайцев, Татьяна Торощина, Валерий Геворгян, Николай Штабной, Лариса Жарова. Прекрасно вписался в коллектив заслуженный артист Казахстана Юрий Хвостиков. Ныне главный режиссёр театра. Он тщательно ищет наиболее интересных современных авторов. Пусть тоже комедии, но с какой великой сверхзадачей. Лобозёров, Коляда, Разумовская и конечно же Александр Островский. Он — то уж точно всегда современен. Для воплощения этого репертуара выросло новое поколение молодых, упорных, увлечённых исполнителей. Мы их всех видели в превосходном праздничном представлении в честь Международного дня театра.
Но ещё реет над театром Рей Куни, тот самый создатель долговечного «Таксиста». Ещё многое ставится в угоду тех, кто очень любит «поржать». И на здоровье. Но уже маячат впереди задумки нового руководителя театра Евгения Александровича Бакина. Будут приглашены новые режиссёры на разовые постановки. С нетерпением жду Анну Зайцеву. Её «Очень простая история» — ну, никак не уходит из головы и сердца. Ждём!
Ещё не весь репертуар просмотрела,а уже скоро новая премьера, а уже скоро новая премьера. Конечно же, комедия. «Палата бизнес-класса» А. Коровина. Жизнь гонит наш театр к новым творческим свершениям. К новым взлётам актёрских душ, к новому, нескончаемому обновлению зрительских сердец.
Отметим 80-летие, а потом радостно и продуктивно вспомним, что Камышин был театральным городом весь двадцатый век. Наши краеведы представят нужные документы, а обновлённый театр отнесётся к ним с должным пониманием. Мечтаю!