Накануне пасхальных торжеств в Администрации Волгоградской области произошло событие, равнозначное по значимости едва ли не деяниям апостолов. И в этом утверждении нет ни грани преувеличения. Вспомните: ученики Иисуса Христа Словом Божьим делали счастливыми единицы. А вот наш губернатор своим постановлением от 29 марта 2010 года № 79-п «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010–2011 годах» осчастливил сразу 1 883 человека!
Поверьте, в этом утверждении нет ни ерничества, ни преувеличения. Тот, кто большую часть своей жизни провел в аварийных многоквартирных домах, меня поймет и поддержит. Мало того, что все 82 многоквартирных дома, упомянутых в этом документе, были признаны аварийными еще до 1 января 2007 года, они и были таковыми еще за многие годы до этого акта. Отметим еще одну деталь. Данное жилье было признано подлежащим сносу «… в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации с целью минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот». Звучит эта цитата, как и все чиновничьи писания, конечно, коряво. Но по сути своей является прямо-таки праздничным песнопением! Уверен, 40 жителей р.п. Городище, 1 581 обитатель захудалых улиц Овражной и Приканальной из г. Волжский и 262 михайловца, обретающихся доныне в «трущобах» на ул. Парковой, меня в этом утверждении поддержат!
Вы спросите: а какому же количеству камышан пора заучивать песню о новоселах? И я отвечу. НИКАКОМУ! В данной программе ни о Камышине, ни о камышанах, проживающих в аварийных домах, нет ни слова. Но о причинах этого «чуда» чуть ниже. Сначала о денежной составляющей этой программы, поскольку и она заслуживает хвалебных эпитетов. Представьте: объем финансирования Программы составляет 745 556 799 рублей, в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 688 894 480 рублей; средства областного и местных бюджетов -56 662 319 рублей, из них: средства областного бюджета — 5 666 234 рубля; средства местных бюджетов — 50 996 085 рублей. Звучит-то как, а? Ну, чем не песня?! Да что там песня?! Для строителей, которые подпрягутся под эту программу, — это, прямо-таки, гимн. В котором слышится звон злата с серебром и шелест оранжевых купюр.
Ну, а теперь о «чуде» пролета камышан мимо новостроек и кассы программы. Читайте внимательно, поскольку стилистика документа тяжеловата для обывателя. Цитирую. «Участники программы — муниципальные образования Волгоградской области, органы местного самоуправления которых представили документы о выполнении условий, предусмотренных Программой и частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Далее в тексте документа упоминаются, как вы понимаете, только Городищенское городское поселение, городской округ — город Волжский, городской округ — город Михайловка. Отсюда вывод: администрация городского округа-город Камышин такие документы, стало быть, не представила.
Поскольку мне, как рядовому обывателю, на доверительные беседы в чиновничьих кабинетах рассчитывать не приходится, я, не мудрствуя лукаво, начинаю гадать. Наверное, у нас в городе вообще нет аварийных домов? Или есть, но их не успели признать аварийными до 1 января 2007 года? А может быть, жильцы этих домов так срослись с этими домами, что не хотят перебираться из них в новостройки? Или, что еще хуже: этот зловредный свиной грипп так подкосил специалистов администрации, что они, бедные, проболели всю зиму и не успели подготовить нужные документы? Ну и бредятина! Да есть у нас аварийный фонд. Есть горячее желание жильцов перебраться в добротные квартиры. Есть и чиновники, вспомните хотя бы Г. М. Верниковскую, которые никогда и ни при каких болезнях не манкируют своими обязанностями. И, выходит, все дело в отсутствии политической воли руководства городской администрации на участие в названной программе.
Надеюсь, что по прочтении этого материала должностные лица города не оставят камня на камне от моих выводов. Чему я буду очень рад. Но пока этого нет, далее могу предположить следующее. Цитирую программу и выделяю главное. «Расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) и (или) на строительство жилых помещений в многоквартирных домах». Может быть, в требовании этой исключительности и есть одна из причин пролета камышан? А что, разве, памятуя о недавней разборке камышинских участников выполнения предыдущей программы и последующей за этим серии антикоррупционных статей в СМИ, нельзя это предположить? Думаю, что можно.
Сожалея об отсутствии Камышина и камышинских строителей в программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области, не могу не отметить и те возможности, которые были бы в этом случае у нашей администрации. Ведь согласно программе строительство жилых помещений в многоквартирных домах органы местного самоуправления муниципальных образований могут осуществлять как за счет прямого участия в долевом строительстве на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ, так и являясь заказчиком многоквартирных домов путем заключения договора строительного подряда в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Именно эти возможности, на мой дилетантский взгляд, и позволяют удержать предельную стоимость одного квадратного метра жилого помещения в рамках Программы. На сегодня она определена, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, и составляет 29 900 рублей. Такая цена определена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 603 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2010 года». Такая практика на сегодня не только реальна, но и выгодна для всех участников названной программы. Замечу к тому же, что инициатива муниципалитетов вышестоящими участниками программы не сдерживается. Им разрешено выделять дополнительные средства на долевое финансирование реализации мероприятий Программы в объеме, превышающем установленный объем финансирования для муниципального образования.
К сожалению, поезд ушел. Праздник на нашей улице не состоялся. Теперь все пройдет без нас. И не будет уж теперь государственный заказчик Программы, коим является Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, «… осуществлять мониторинг реализации Программы» в нашем родном Камышине. А мне так хочется, чтобы хоть кто-то и как следует «отмониторил» наших руководителей, чтобы не пролетали в будущем жители камышинских «овражных» улиц как фанера над Парижем.