Информационное пространство нашего города не обделено средствами массовой информации — в Камышине их насчитывается более десятка. Здесь есть большие и малые газеты, среди которых и те, кто информирование граждан видят только в предоставлении им телепрограммы и рекламы, муниципальное телевидение, радиостанции. Казалось бы, для небольшого провинциального города такое количество СМИ вполне достаточно.
Только вот почему-то некоторые важные для камышан события они узнают не из ежедневной и по статусу главной городской газеты, не из выпусков выходящих два раза в неделю теленовостей (последние позиционируют себя как важный источник информации, расставляющий акценты на значимых событиях недели) и не со страниц, казалось бы, независимых еженедельников, а из сообщений более крупных областных, а то и федеральных газет.
Дело о коррупционном скандале, связанном с нецелевым использованием в Камышине средств Фонда реформирования ЖКХ, стало достоянием гласности практически всех региональных изданий. В нашем же городе о нем отважилась сообщить только пара газет, в то время как «главный» наш источник информации не нашел ничего лучшего, как донести до горожан «только факты», касающиеся сути вещей лишь по касательной и, напротив, оставившие читателя в недоумении. Тот не получил ответа и на другой вопрос — чем же закончилось судебное разбирательство в отношении двух домов, якобы принадлежащих мэру, хотя тот же «Диалог» накануне первого разбирательства в суде устроил настоящую кампанию в защиту главы города со сбором подписей и т. п.
Когда год назад в Щербаковском заповеднике кроваво «порезвились» первые лица налоговых органов, «Диалог» сообщил об этом факте, потому что тот стал достоянием широкой общественности. Но потом, когда фигуранты дела всячески стали затягивать его ход, пытаясь «отмазаться», главная по статусу газета сознательно или несознательно потворствовала этому, не дав ни единого сообщения, что же стало с «горе-охотниками». И даже когда суд вынес окончательное постановление о виновности, камышане вновь узнали об этом только со страниц региональной прессы.
Позвольте задать вопрос: разве наши средства массовой информации могут называться таковыми? Пожалуй, их может извинить совсем малое или недостаточное число сотрудников (некому было отследить новость, нет должной подготовки или юридической помощи и т. п.). Но, скорее всего, мешает внутренняя самоцензура — сотрудники боятся, что им «влетит» за ту или иную неугодную местной власти информацию. В малых городах, где все зависимы от местной власти, журналист по большей части не может всецело себя реализовать. Вот создают «кадровый резерв», куда войдут молодые люди от 18 до 35 лет. Среди четырех направлений деятельности резерва есть и СМИ. Как бы хотелось, чтоб яркие и талантливые «акулы», наточив свои перья, смогли поразить нас своими работами на злобу дня, рассказали о действительных проблемах городской жизни, а не тех, о которых им разрешат власть предержащие.
Самим названием главной городской газете предназначено вести живой диалог со своим читателем, информировать о разных взглядах на те или иные проблемы городской жизни, подталкивать к тому, чтобы читатель делал из всего этого соответствующие выводы.
Что же мы видим на деле? На прошлой неделе штатный журналист «Диалога» на страницах совсем другой газеты отвечает на статью в «Диалоге», написанную его внештатным журналистом. Только потому, что в статье «штатника» содержался другой, отличный от официального, взгляд. Какой же это «диалог» получается? Может, «главной» газете стоило бы подумать о смене названия? Пока, как можно сделать вывод из прочтения недавней публикации в «Диалоге», ему разрешено говорить о проблемах столь узких, уместных разве что специализированным изданиям для врачей-гинекологов. (Простите, но это к слову — после ознакомления с колонкой на тему детской гинекологии).
О качестве новостей муниципального телевидения — особый разговор. Во-первых, их неоперативность часто ничего, кроме смеха, не вызывает. В то время как о событии рассказали уже все печатные СМИ, информация об этом на телевидении называться новостью уже никак не может. Уж если вы расставляете «акценты на наиболее значимых событиях недели», будьте добры включать в субботний выпуск и главное событие, произошедшее накануне в пятницу или утром в субботу. Стиль и слог официальной информации, предназначенной для печатной публикации, в механически читающих суфлер устах диктора на слух вовсе не воспринимается — что хорошо для газеты, не годится для телевидения. Есть другие способы донесения информации — более ярким и доступным языком. Думается, неуместно панибратское приветствие к зрителям — «Здравствуй, Камышин!». Это все-таки не праздничная дружеская встреча.
Ну и конечно, реклама. Из недели в неделю, из месяца в месяц и даже из года в год в «Акцентах» показывают одни и те же ролики. Можно же одну и ту же вещь, услугу прорекламировать разными видеороликами, меняя их с течением времени. Достаточно приложить лишь элементарное желание и поберечь своего телезрителя. Сколько же можно слушать «каждое утро на Авторадио» или зацементировавшееся в памяти имя и телефон врача-эндокринолога из «Опавы», видеть танцующих на рабочем месте молодых людей под звуки «лайв-радио»? Или того хуже — слышать недвусмысленные сожаления девиц, затащивших к себе в квартиру разносчика пиццы, с которой и «следовало начинать».
И даже в части поставщика телепрограммы камышинские газеты не могут похвалиться должной информированностью. Большинство из них напрочь игнорируют программу ТВ Центра. Те же, кто уделяют ей кусочек своей площади, почему-то печатают программу в урезанном виде, и из нее выпадают целые временные промежутки с художественными, документальными фильмами и мультфильмами. Как бы того не хотелось, но и здесь приходится обращаться к более крупным региональным и федеральным изданиям.
Наконец, позвольте обратиться ко всем, кто доносит до нас информацию. Уважаемые, каждый из вас, журналистов, считает себя человеком слова. Очень хочется надеяться, что ваше оружие будет иметь должную силу и вы по-достоинству сможете себя назвать и людьми дела.
Вадим, камышинский телезритель и газеточитатель.
(Настоящее имя автора в редакции)
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.