Региональная политика: анализ текущих событий
Сегодня в обзоре:
- Пролонгированный протест
- Как Путин «свернул» пикет эсеров
1.
В нашем прошлом обзоре мы рассказали о готовящейся акции протеста, которая должна была пройти в центре Волгограда и совпасть по срокам с визитом в наш регион главы правительства РФ Владимира Путина с рядом министров.
Главные протестные лозунги намеченной акции должны были быть направлены против мэра Волгограда Романа Гребенникова и губернатора Анатолия Бровко. Первой написала о планируемом митинге протеста газета «Городские вести». В статье «Губернатор под ударом. «Авторитетные бизнесмены» готовят политическую атаку на Анатолия Бровко» организаторы предполагаемой акции назывались только по именам с первой буквой фамилии, что, впрочем, для более-менее регулярно следящих за политическими событиями в регионе не составило труда узнать эти персоналии.
То, что такая акция действительно намечалась, через несколько дней нашло свое подтверждение на самом высоком уровне. И в блоге губернатора Анатолия Бровко, и на сайте администрации области через неделю после выхода статьи в «Городских вестях» и через три дня после опубликования нашего обзора в infokam.su появилось фактически идентичное сообщение (см. портал infokam.su в разделе «Общество» информацию за 9 июля «Губернатор Анатолий Бровко пообещал, что мэрия Волгограда исправится»).
«Совсем недавно мне стало известно об инициативе общественных организаций – Волгоградского регионального отделения «Деловой России» и городского общественного социально-правового движения «За Волгоград», а так же ряда авторитетных общественных деятелей города о проведении 12 июля митинга протеста против деятельности руководства мэрии Волгограда, - говорится в комментарии Бровко, размещенном на сайте администрации региона. - По моему поручению с инициаторами митинга встретился первый заместитель главы администрации Волгоградской области Г. А. Чуриков. По мнению сторон, состоявшая беседа носила конструктивный характер, в ходе которой было принято решение об отмене запланированного мероприятия или переносе даты проведения акции протеста на более поздний срок».
Из текста этой цитаты получается, что планировавшаяся акция протеста была направлена исключительно «против деятельности руководства мэрии Волгограда». На самом деле, как мы уже отмечали, протестные лозунги касались и самого Бровко. В этом контексте на первый взгляд может показаться – губернатор банально «переводит стрелки» на руководство мэрии Волгограда. Тем более, что в этом же официальном комментарии Бровко фактически как бы признается «справедливость» содержания протестной акции: «Да, в Волгограде сегодня есть целый ряд очень острых проблем, которые должны решаться незамедлительно. Поэтому было принято решение, что вопрос о социально-политической и экономической ситуации в Волгограде будет в ближайшее время рассмотрен на очередном заседании Совета безопасности Волгоградской области».
То, что Бровко упоминает только протестные настроения против мэрии Волгограда, объясняется, на наш взгляд, довольно просто. Упомяни он, что акция намечалась и с лозунгами против него лично или против действий областной администрации (что, собственно, одно и тоже), губернатор тем самым признал бы наличие оппозиции против региональной власти.
Сами же организаторы акции могут торжествовать маленькую победу. Причем, вовсе не потому, что им обещано «вопрос о социально-политической и экономической ситуации в Волгограде» рассмотреть «на очередном заседании Совета безопасности Волгоградской области». Ни очередное, ни даже чрезвычайное заседание регионального Совета безопасности не поможет добиться главной цели организаторов акции - сместить Гребенникова с должности мэра Волгограда. Зато они получили фактически официальный документ – комментарий губернатора, размещенный на сайте обладминистрации. И свои «претензии» теперь могут подкреплять эти заявлением, как верительной грамотой.
В этой связи обратим внимание еще раз на цитату из комментария Бровко: «было принято решение об отмене запланированного мероприятия или переносе даты проведения акции протеста на более поздний срок». Союз «или» здесь совершенно меняет смысл сказанного. Если бы стоял союз «и» - все было б логично: отменили конкретную дату, перенесли акцию на другой срок. А когда или «отмена», или «перенос» - согласитесь: получается, никакого решения на самом деле не принято. Возможно, случилась просто банальная описка при наборе текста, которую никто не заметил и выдал на сайт обладминистрации. Но политика настолько тонкое дело, что и одна буква имеет значение – как тут не вспомнить классический пример с фразой «Казнить нельзя помиловать», где запятая может смысл написанного изменить кардинально…
Цель переговоров с оппозиционерами совершенно очевидна – акция протеста, да еще под лозунгами против губернатора и мэра областного центра, накануне или во время визита премьер-министра Владимира Путина для Бровко была бы настоящей головной болью. Решить эту проблему, казалось бы, удалось. Если же организаторы планируемой акции протеста не просто отменили ее, а только перенесли на другой срок, получается: Анатолий Бровко все равно остается заложником ситуации.
«Ряд авторитетных общественных деятелей города», как Бровко назвал организаторов акции протеста (явно польстив им), не преминут и дальше шантажировать губернатора возможным соединением его имени с именем Гребенникова на своих протестных транспарантах. А даже мелкие уступки со стороны Бровко в этой ситуации будут означать очередную «войну» между администрациями области и Волгограда, что для Анатолия Григорьевича чревато серьезными издержками, даже и без визитов в регион федеральных руководителей.
Переговоры, проведенные с организаторами акции протеста по поручению губернатора Бровко, могут иметь несколько трактовок, если оценивать их возможный глубинный смысл.
1. Решение Бровко договориться с организаторами акции преследовало сиюминутную цель – чтобы акция не состоялась в канун или во время визита Путина в Волгоград. А обещания, закрепленные в официальном комментарии, - не более чем тактическое отступление, без каких-либо последующих конкретных действий и решений. То есть, своего рода передышка и выигрыш во времени.
2. Анатолий Бровко действительно инициирует некие действия, направленные на ужесточение оценки работы мэрии Волгограда и лично Романа Гребенникова. Это будет как бы союз с антигребенниковской оппозицией, которую и представляют собой организаторы акции. При этом цель Бровко – не дать действовать совместно антигребенниковской и антигубернаторской группам именно против Бровко (о возможности такого объединения мы рассказывали в нашем прошлом обзоре).
3. Губернатор Бровко реально становится локомотивом антигребенниковской оппозиции – со всеми вытекающими последствиями.
Возможно, что все эти варианты развития событий – не более чем предположения (хотя в политике исключать ничего нельзя). Может быть, на самом деле на решении не проводить акцию протеста на фоне визита Путина сказались вовсе не уговоры и не обещания где-то что-то «рассмотреть». А некий «кнут», на который первый вице-губернатор Чуриков прозрачно намекнул организаторам акции: они ведь не только «авторитетные общественные деятели», но и – в большинстве своем – еще и бизнесмены, а уж им-то есть что терять…
2.
Визит в Волгоград Владимира Путина неожиданно стал причиной отмены еще одной громкой акции. Речь идет о пикетах, на которых волгоградские эсеры собирают подписи за самороспуск областной Думы. Такую кару справедливороссы придумали областному парламенту за закон, повышающий зарплаты региональным чиновникам и депутатом самой облдумы.
Самороспуск Думы – не конечная цель эсеров. По их мнению, в новом составе регионального законодательного собрания должно быть только восемь депутатов на «зарплате», а остальные должны трудиться на безвозмездной основе.
«15 июля Волгоград посетит председатель правительства России Владимир Путин. Считаем, что во время визита первых лиц государства мы должны продемонстрировать сплоченность и готовность конструктивно работать на благо региона, не выставляя напоказ многочисленные противоречия по вопросам социально-экономического развития области. Призываем другие политические силы поддержать нашу инициативу и сделать ее традицией на время приезда в наш регион руководства страны и других высокопоставленных гостей», - так прокомментировал решение регионального отделения «Справедливой России» лидер фракции эсеров в областной Думе Олег Пахолков.
Почему только во время визитов «руководства страны и других высокопоставленных гостей» надо демонстрировать «сплоченность и готовность конструктивно работать на благо региона» - не очень-то понятно: зачем строить политические потемкинские деревни?
Вряд ли волгоградские эсеры не знают, что затеянная ими масштабная акция по сбору подписей за самороспуск облдумы (а они ее проводят во всей области, и будут проводить неизвестно сколько времени и после визита Путина, игнорируя «сплоченность» и «готовность конструктивно работать») не может иметь каких либо юридических последствий. Знают, конечно. Но что поделаешь: пиар – он и в Африке пиар. Тем более тут такой прекрасный повод…
Заглядывать в чужой карман, может, и не красиво, но почему-то никто их волгоградских депутатов-эсеров не отказался от своей думской повышенной зарплаты. Перефразируя известную фразу, получается - «Мы пикетируем, а денежки идут». Весьма конструктивно.