Современный мир живет 3D-форматом. В кинотеатрах зрители надевают специальные очки и окунаются в миры, созданные кинематографистами. Но сегодня уже мало, кто вспомнит, что основы создания объемного изображения были заложены еще в те времена, когда на улицах появились первые автомобили, а в воздух взмыли аэропланы. В то время человечество вооружилось и фотографическими аппаратами, которые стали производить в промышленных масштабах. «Масштабах», конечно, тех времен. Громоздкие и стационарные фотоаппараты требовали высочайшего мастерства от фотографа (который к тому же был знатокам химии и разбирался в том, как составить «проявитель» и «закрепитель»!).

Однако некоторые фотографы пошли дальше — они стали заниматься стереофотографией. По иному, стали создавать «стереопары», потому что снимков одного объекта следует сделать два. Классическое определение таково: «стереопара — совокупность двух плоских перспективных изображений одного и того же объекта, полученных с двух разных точек зрения». Стереопара рассматривается так, чтобы каждый глаз видел только одно из этих изображений, возникает объёмная (стереоскопическая) картина, воспроизводящая глубину реального объекта.

В наши дни в антикварных магазинах и лавках можно обнаружить коллекции стереопар, стереоскопы и даже работающие фотоаппараты XIX века. К слову, принципы создания стереопар со времен наших прабабушек и прадедушек не изменились. Вперед шагнула лишь техника для съемки и просмотра.

Остался на стереопарах и купеческий Камышин. Эти снимки — уникальны. Занимаясь краеведческими изысканиями, я обнаружил лишь лишь две стереопары. Обе сняты с Волги в направлении пассажирской пристани. Одна называется «Камышин. Берег, клуб, сад и Общественное собрание»; вторая — «Пристань в Камышине».

Поясню... На первой фотографии можно увидеть здание нынешнего историко-краеведческого музея (ранее — Земский дом, в котором заседала Земская управа). Под словом «сад» называется так называемый «камышинский бульвар»: это озелененный участок перед музеем с аллеями; составлял ансамбль с парком). «Клуб» — здание с окнами за баркой. По городской легенде именно из окна этого клуба пьяный камышинский купец выкинул в воды Волги девицу легкого поведения. То бишь повторил преступный поступок Стеньки Разина. Однако на фотографии видно, что до береговой линии довольно далеко. Но! Не стоит забывать, что Волга в начале XX века весной разливалась, и вода доходила практически до зданий клуба и склада (это «глухая» высокая постройка, которую видно на фото). В общем, что правда в легенде, а что нет, — судить не буду. Эта же фотография в других изданиях называется «Камышин. Общий вид».

Вторая стереопара «Пристань в Камышине» имеет сопроводительный текст на обратной стороне: «Камышинская пристань в противоположность другим волжским городам очень мала, да и по значению своему уступает другим пристаням. На пристани находят себе заработок 200 человек. Грузятся в год 12-13 барж и несколько плотов на сумму от 8 до 9 миллионов рублей». На этой фотографии также видны здания клуба и склада.

Таким образом, уважаемый зритель, на двух стереопарах вы можете увидеть некую панораму камышинской пристани. Но главное, согласитесь, это люди! Гимназисты в кепках, мамаша с ребенком, вдали — извозчики... Такой была жизнь купеческого Камышина в начале XX века.