Глава Камышина Владимир Пономарев ответил на вопросы информационно-аналитического агентства «Инфокам».
— Владимир Анатольевич, у журналистов принято предлагать первые серьезные интервью руководителям через сто дней после их назначения. Вы работаете в должности главы Камышина 150 дней. Скажите, что за это время видите своим главным достижением, и что — главным провалом?
— Если честно, дни я не считаю: так много работы, что они пролетают, как один миг. О каких-то итогах говорить, полагаю, ещё рано. Те проекты, системные изменения, которые задумывал, — на стадии реализации.
Вообще говорить здесь о моих личных достижениях или, как Вы пафосно выражаетесь, «провалах» неуместно. Управление городом — это всегда работа в команде.
То, что город в достаточно сложной финансовой ситуации сохранил социальную инфраструктуру, что не допускаем коммунальных коллапсов, отключений, что стабильно работают муниципальные учреждения и предприятия, продолжается строительство и благоустройство — это уже хорошо. Такая, можно сказать, «синица в руках». Безусловно, хотелось бы не только стабильности, но и развития. Мешает недостаток средств. Эта проблема сегодня остро стоит для многих регионов и муниципальных образований, не стали исключением Волгоградская область и наш город. В этой связи особенно актуально привлечение инвестиций, создание условий, при которых Камышин будет интересен для вложения капиталов извне.
— Будучи избранным председателем Камышинской городской думы, Вы имели намерения переломить негативные тенденции в расходовании бюджетных денег, научить чиновников жить по средствам, реже брать кредиты, меньше долгов «вешать» на казну. Что удалось, чего не удалось, и почему?
— Хочу заметить, что сегодня не найдётся, пожалуй, ни одного муниципалитета, который обходился бы без кредитов. Другое дело, что надо стараться сводить заимствования к минимуму и максимально жёстко следить за эффективностью расходования бюджетных средств.
Стараемся уменьшить долг, и это, пусть и не так быстро, как хотелось бы, получается. По исполнению бюджета 2013 года удалось сократить долговую нагрузку по соотношению к собственным доходам с 45,6% до 39,6%, при этом все социальные обязательства сохранены в полной мере: выплачиваются зарплаты, обеспечивается функционирование образовательных учреждений, действуют целевые программы и т.п. Наши бюджетные трудности ни в коей мере не должны отражаться на жителях.
Считаю, что необходимо и в дальнейшем уменьшать кредиторскую задолженность и объём заимствований, а также снижать себестоимость муниципальных услуг. Безусловно, не обойтись и без оптимизации расходов, которая сегодня активно ведётся во всех сферах. Жить по средствам — это Вы правильно сказали.
— Одной из очень болезненных тем для камышан оказалась оптимизация сферы образования. Как она будет проходить дальше, ведь майские указы президента по зарплате педагогам Камышин пока выполнить так и не сумел?
— Во исполнение указов В. В. Путина, постановлением Правительства Волгоградской области определены целевые показатели, согласно которым в 2014 году средняя заработная плата педагогов общеобразовательных школ должна быть не меньше 22940 рублей. В Камышине за 6 месяцев 2014 года, с учетом начисления отпускных, она составила 24364 рубля. Для работников дошкольных образовательных учреждений был установлен зарплатный «порог» в 18139 рублей. 18806,99 рублей — их средняя зарплата за первое полугодие в Камышине. Цифры — вещь объективная и говорят сами за себя. Так что о том, чтобы не исполнить указы президента, не может быть и речи.
Что касается оптимизации в сфере образования, то она выразилась в сокращении количества административно-управленческого аппарата: в некоторых школах было по 7 заместителей директоров, а также технических, непедагогических кадров — всё это отдано на усмотрение руководства образовательного учреждения. Вечерняя школа стала очно-заочным учебно-консультационным пунктом в составе СШ №4. Рассматривается вопрос о передаче коррекционной школы №17 в региональное ведение.
А оптимизация должна прежде всего вестись так, чтобы не повредить образовательному процессу. Кстати, сейчас уже можно, опять же опираясь на цифры, сказать, что на качество обучения изменения влияют положительно, за счёт того, что педагоги дополнительно мотивированы на результат. Он уже есть: ГИА и ЕГЭ в Камышине в 2014 году ребята написали на порядок лучше. Достаточно сказать, что в прошлом году со «справками» выпустились 54 человека, а в этом — всего двое.
— Читатели всех, наверное, городских газет жалуются на снижение качества медицинской помощи, отсутствие в Камышине свободного доступа к врачам узких специальностей, плохую организацию приема маленьких пациентов в детских поликлиниках. Говорят, в этом году у нас очень высокая детская смертность — конкретные данные по этому поводу прессе получить сложно. Скажите, как Вы, глава города, можете защитить в этом смысле интересы камышан?
— Медицина сегодня ушла на региональный уровень, так что реальных рычагов влияния у муниципалитетов практически нет. Но это не значит, что мы открещиваемся от проблем. Специалистов действительно не хватает — это факт. С большим трудом, но нам всё же удалось отстоять целевую программу по обучению камышан за счёт бюджета в Волгоградском медицинском университете. С ними заключается договор о том, что после учёбы выпускники университета будут работать в медучреждениях Камышина. Пятеро таких специалистов придут в наши больницы уже в этом году. Ещё 32 человека продолжают обучение. Кстати, во время своего недавнего визита в наш город глава региона Андрей Бочаров отметил, что этот камышинский опыт необходимо внедрять по всей области.
В целом же все узкие специалисты у нас в городе сегодня есть, хотя их должно быть больше. Очереди зачастую возникают из-за того, что люди сами себе, минуя участкового терапевта, «назначают» консультации кардиолога или эндокринолога, а это неправильно.
В отношении детских поликлиник можно ещё добавить, что сегодняшние трудности носят в какой-то степени «сезонный» характер: во время отпусков некоторые доктора работают в детских летних оздоровительных учреждениях.
Что касается младенческой смертности, то здесь на самом деле показатели грустные: потеряли 8 малышей в возрасте до года. Двое из них погибли от механической асфиксии по недосмотру родителей, ещё двое — от врожденных аномалий сердца, не совместимых с жизнью и не поддающихся коррекции. То есть, в этих случаях ничего сделать было нельзя. За жизнь ещё четверых наши доктора боролись, как могли, но слишком тяжёлыми оказались диагнозы.
Все случаи были тщательно проанализированы, среди медиков прошёл детальный «разбор полётов», хотя родителям от этого, конечно, не легче. Сейчас по программе модернизации в отделении патологии новорожденных оборудован обновленный реанимационный блок на 6 мест. В год здесь оказывается помощь примерно 70 малышам с экстремально низкой массой тела и другими патологиями. Дети — главная ценность. Это даже не обсуждается.
— Важнейшим критерием оценки эффективности работы местной власти всегда считался уровень ввода нового жилья. Можете прокомментировать ситуацию с цифрами, тенденциями?
— Будем оперировать цифрами сравнительно с прошлым годом. В 2013 году введено в эксплуатацию 1911 кв.м. жилья в многоквартирном доме, 9832 кв.м. построено в рамках индивидуального жилищного строительства.
В этом году планируется сдать 7040 кв.м. жилья во многоквартиных домах, из которых 1530 кв.м — под переселение из ветхого и аварийного жилья. 1600 кв.м планирует ввести предприниматель Григорьев по улице Молодежной, и 3909 кв.м в многоквартирном доме по ул. Некрасова — ООО «Стройдевелопмент». В формате индивидуальной застройки новосёлов примем ещё 4000 кв.м. То есть, по МКД динамика явно положительная, и её надо поддерживать.
— Местное предпринимательское сообщество не раз выдвигало администрации претензии, что правила игры на рынке муниципальных заказов в Камышине, мягко говоря, не совсем прозрачны. А жестко говоря — что мэрия «подпускает» к бюджетным деньгам только «своих»? Как бы Вы продолжили тему? И, да, — когда город планирует погасить просроченную кредиторскую задолженность перед теми подрядчиками, кто выполнял работы по договорам с муниципалитетом еще в 2013 году?
— Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый в апреле 2013 года, ужесточил требования к конкурсным, аукционным процедурам размещения муниципального заказа. И я считаю это правильным, потому что более строгие требования касаются контроля за расходованием бюджетных средств.
Что касается прозрачности, то информация обо всех заказах размещается в свободном доступе на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ», где и проходят торги. Кроме того, эта информация о заказах есть на едином портале государственных закупок.
Если есть замечания, претензии, всегда существует возможность обратиться в контролирующие органы, сейчас за этим следят очень строго.
— Ходят упорные слухи, будто все камышинские РЭПы потенциальные банкроты, и их дни сочтены. Кто будет управлять нашими домами?
— Финансовая ситуация в РЭПах действительно напряженная. Однако ни о каком банкротстве речи не идёт. ЖКХ и без того в последние годы потрясали «революции», от которых жители особой пользы не увидели. Я сторонник другой стратегии. Надо кропотливо, системно менять ситуацию, изыскивая внутренние резервы, которые у нас есть.
Так что никаких реорганизаций в ЖКХ и непосредственно в РЭПах не предвидится. А улучшать работу, наказывать виновных в том, что качество услуг не на должном уровне, будем обязательно.
— Вам «в наследство» досталась масса нереализованных городских социальных программ, которые были прежде широко разрекламированы, — реставрация старой части Камышина, благоустройство набережной и парка Текстильщиков, роликовые и велосипедные дорожки, клубы для пенсионеров, даже проект нового моста. Ну, про храм Димитрия Солунского я уже не упоминаю. Что из этого по силам нынешней администрации в ближайшее время, а что придется пока признать благими намерениями? И скажите — ждать ли камышанам появления некой «общенациональной» идеи, проекта, которые бы объединили их на обозримую перспективу?
— Все эти программы вполне возможно будет реализовать, если воплотить в жизнь «общенациональную», как вы выразились, идею, комплексный проект под названием «Возрождение историко-культурного центра города». Тогда у нас действительно появятся роликовые и велосипедные дорожки, состоится реконструкция оставшейся части Набережной и парка Текстильщиков. Проект мы представили в регионе и в столице. Вообще подобные начинания реализуются путём вхождения в федеральные программы, на местном уровне их просто не потянуть. В нашем случае речь идёт о сумме около 700 миллионов рублей. Активно продвигаемся в этом направлении, ведём переговоры.
С мостом сложнее. Войти в федеральную программу можно только с выполненными за свой счёт проектными работами. Их стоимость — не менее 200 миллионов рублей (сам мост обойдётся в сумму порядка 4 миллиардов). Городскому бюджету взять их пока негде, на региональный в нынешней сложной финансовой ситуации рассчитывать тоже не приходится.
— Как Вы пользуетесь «обратной связью» с населением, и считаете ли ее достаточной? Можете немного рассказать, чем удалось помочь обычным людям, обратившимся к Вам на приеме, при встречах?
— Понять жизнь Камышина изнутри, реально увидеть её проблемные стороны можно только глазами простых жителей. Поэтому для меня общение с горожанами очень дорого и важно. За это время ко мне поступило 83 обращения. Кто-то приходил лично, кто-то излагал свои вопросы письменно. Много разговариваю с людьми, использую для этого любую возможность, когда бываю на производстве, на городских мероприятиях.
Что хочется отметить, камышане очень неравнодушный, патриотичный народ, и далеко не всегда обращаются с проблемами, касающимися их лично, переживают за город. Например, приходили целые «делегации» с вопросом о судьбе колледжа искусств. Я встречался с ректором головного вуза, удалось добиться понимания — наш колледж сохранится в качестве филиала, будет самостоятельно принимать экзамены у абитуриентов, вести хозяйственную деятельность. Или вот наши ребята из поискового отряда во главе со своим бессменным и по-хорошему неугомонным «вожаком» Андреем Бурняшевым обратились, чтобы получить разрешение на шурфовые раскопки в местах массовых захоронений времён Великой Отечественной войны. Конечно, помог им.
Есть и так называемые «частные» случаи: иногда просят даже посодействовать в решении семейных конфликтов. Я уверен — в том, что касается благополучия людей, мелочей нет. Мы ведь ради него и работаем, по большому счёту.
— Не могу не спросить, что Вы думаете по поводу ситуации на Украине? И в смысле перспектив этого ужасного военного конфликта в геополитическом плане, и в смысле возможностей маленького Камышина принимать новых и новых беженцев…
— Скажу коротко, без комментариев относительно геополитических перспектив: на Украине гражданская война, в которой не щадят стариков и детей. И мы помогаем братскому народу, чем можем. А как же иначе? Конечно, камышане и сами живут непросто, но чужая беда, настоящая, страшная, равнодушными их не оставила. В городе сегодня 296 граждан Украины. Проживание и питание групп, прибывающих организованно, финансируется из резервного фонда региона, для остальных собираем гуманитарную помощь. Решаются вопросы с оформлением документов, трудоустройством, медицинским обслуживанием. Украинские дети пойдут осенью в камышинские школы.
Принять и разместить столько беженцев в небольшом городе, конечно же, очень трудно.
— Владимир Анатольевич, Вы пришли к власти в такое время, когда, казалось бы, Ваш личный рейтинг должен волновать Вас меньше, чем Ваших предшественников. Все-таки прямые выборы мэров сейчас отменены. И тем не менее — что Вы думаете о своем имидже как первого лица на властной сцене города? Окреп этот имидж или ослаб за 150 дней? Есть ли у Вас конкретная программа повышения доверия камышан к тому, что делает Ваша административная команда? В чем основной смысл этой программы, как сократить разочарования избирателей в своих ожиданиях позитивных перемен в городе? И вообще — Вы в мэры пришли «всерьез и надолго», или?..
— Даже не буду пытаться анализировать свой имидж. Я на эту работу пришёл не за рейтингами гоняться и не в политику играть. Есть много более важных забот, которые каждый день приносит городская жизнь. Думаю, что мою деятельность как мэра должны оценивать камышане. Не по речам, не по интервью. По делам. Что касается ожидания позитивных перемен и, как Вы говорите, «разочарований», то никаких чудес я не обещал, потому что не волшебник и не врун. Чтобы Камышин действительно жил лучше, надо ещё много, всерьёз и долго работать.