Для Саратова, Волгограда, Камышина и Волжского всероссийская парусная регата крейсерских яхт на «Кубок Нижней Волги», несомненно, одно из самых ярких событий лета. С недавних пор к жителям этих волжских городов присоединились яхтсмены Новороссийска (участвуют уже несколько лет), Геленджик, Уфа и Челябинск.
История проведения регаты уходит корнями в середину прошлого века. В то время в стране парусный спорт переживал настоящий бум. Когда советским яхтсменам спустя много лет после окончания Великой Отечественной войны разрешили совершать плавания далеко от берегов СССР (до этого — только в порты соцстран), они показали свой класс всему миру — например, в 1976-77 годах яхты "Родина" и "Россия" совершили научно-спортивные плавания по маршрутам двух экспедиций Беринга.
Советские люди обратили внимание на парусный спорт — яхты закупались заводами, при которых создавались яхт-клубы, строились частными лицами... Это было время зарождения и проведения первых кубков — «Кубок Нижней Волги», «Кубок Онеги», «Кубок Ладоги» и т. д.
В Камышине первый яхт-клуб «Парус» был создан в начале 60-х годов на базе хлопчато-бумажного комбината. Для него были закуплены: большая крейсерская яхта класса L-6, большая гоночная яхта класса L-4, а также яхты класса R-5,5, швертботы класса М и многие другие плавсредства. Чуть позже на волнах речки Камышинки (притока Волги, на котором расположен город) закачался только что приобретенный дебаркадер. Таким образом, в городе была организована первая водно-спортивная база.
Камышинская газета «Ленинское знамя» (1961 год) сообщала: «На водные просторы вышли первые яхтсмены Камышина. В спортивных соревнованиях участвовало десять команд. Первое место заняла яхта № 380, где рулевым был Валерий Петров…» И тогда же наши яхтсмены впервые, своим ходом, отправились на областные соревнования в Волжский.
В конце 70-х создается водноспортивная база завода Кузлит. По водной глади заскользили яхты «Нева», «Луч», швертбот класса Т-2 и катамаран олимпийского класса «Торнадо».
В конце 80-х к развитию парусного спорта подключается крановый завод, который закупил четыре польских крейсерских яхты на судоверфи «Вимар». Их названия известны едва ли не каждому камышанину. Это яхта класса «Конрад 24 RT» — «Сапсан», класса «Картер (30)» — «Мираж» и две яхты класса «Телига» — «Фея» и «Ника».
Регата «Кубок Нижней Волги — 2014» стартовала из Саратова. В ней приняли участие 80 спортсменов на 18 яхтах. Соревновались в четырех зачетных группах — три группы яхты и одна — катамараны. В первой зачётной группе одержала яхта «Амиго» (Саратов), во второй яхта «Вояж» (Камышин), а в третьей — «Вопрос» (Саратов).
Это была 31-ая регата на Нижней Волге. К сожалению, приходится признать, что год от года сокращается количество участников этого зрелищного соревнования: в 2010 год в регате участвовал 31 экипаж, 2012 — 24, в 2013 — 28. В прошлом году корреспондент infokam.su поинтересовался у капитана яхты «Соната» Евгения Голенкова из Пензы, с чем связано сокращение количества участников? Капитан посетовал, что практически перестал участвовать в гонке Саратов. В этом году старт дали из Саратова, но почему-то куда меньше яхт оказалось из Волгограда и Волжского.