В умах многих россиян (и не только) Волга и разбойник Разин связаны навек. Даже писатель Дюма, путешествуя по великой русской реке, упомянул атамана Стенько, облагозвучив его имя на французский манер. «Бандит Стенко Разин, родись он принцем, стал бы, вероятно, великим человеком и знаменитым полководцем… Он отличался мужеством заговорщика, смелостью разбойника, прозорливостью генерала и вдобавок красотой», — писал классик французской прозы.

Иначе и не могло быть, ведь к восстанию Разина было приковано внимание Европы. Ещё до казни разбойника в Англии, Нидерландах, Германии появились статьи и даже книги о мятеже и его предводителе, которые зачастую сообщали такие фантастические подробности, что иноземцы диву давались.

Прошел не один век, но и сегодня не утихают слухи о том, что призрак Стеньки скитается по волжским буграм. Например, в конце августа в Волгограде встретился один седобородый старичок, который утверждал, что видел призрак, когда был матросом и ходил на корабле вверх по Волге. «Где же?» — уточнили мы. «Да у Камышина, на Уракой горе!» — совершенно серьезно уточнил собеседник. Верить ему или нет?..

Пожалуй, многие из нас задумывались на тем, кто же такие призраки. Для большинства — это нечто отрицаемое официальной наукой, но что-то страшное и заставляющее думать о бренности жизни. По определению, призраки — это души умерших в видимом обличье. Однако на вопрос, существуют ли призраки на самом деле или это видение сумеречного сознания, у каждого есть свое мнение.

Самая распространная легенда, которую передают изустно и письменно от Волгограда до Саратова такова… Дух казнённого атамана неоднократно являлся людям в разных обличиях. Одну из таких историй, согласно которой в лесу у Дурман-горы голос Разина слышал немецкий дровосек, записал со слов даниловского крестьянина руководитель экспедиции 1907 года Борис Зайковский. Зайковский был членом Саратовской ученой архивной комиссии, много сделавшей для сохранения истории Поволжья. А одним из отцов-основателей комиисии был Минх, писавший: «Haдолго остался страшный Стенька в народной памяти. На Bолге до сих пор говорят, что «Стенька по-сейчас жив, его земля не принимает. Живет он на ккаком-то острове, где его видят пристающие корабли».

Жителем села Щербаковка Камышинского района был пересказан другой загадочный случай, произошедший с его отцом, который видел призрак Степана Разина. На пути в Даниловку в сильную вьюгу ему встретился старец в лохмотьях, отказавшийся от приглашения на тёплый ночлег со словами: «Стенька Разин я, великий грешник. Я должен страдать ещё 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире!».

Люди, которые утверждают, что видели призраков (а таких, поверьте, немало!), обычно описывают их как бледные неясные очертания, способные проходить сквозь твердые объекты. Это традиционное описание, которое с легкостью подхватил кинематограф и художники. Явление призраков, как правило, неожиданно. Разин, например, является по рассказам лишь заблудившимся и утомленным путникам. При этом он не пугает и не требует ничего. Может даже указать дорогу и лишь напоследок сообщит, что он — великий грешник, проклятый скитаться по земле. Дурные поступки, совершенные при жизни, нисколько не лишь способствуют обретению покоя, поэтому призраки могут возвращаться в мир живых, чтобы загладить собственную вину.

Тут Стенька подходит по всем канонам. Дело в том, что в захваченной Астрахани митрополит стал его увещевать. «Покайся и принеси повинную Богу и государю», — уговаривал митрополит. Стенька рассердился не на шутку, притворился, будто и впрямь хочет покаяться. «Ладно, — говорит, — покаюсь. Пойдем со мной на соборную колокольню, я стану перед всем народом и принесу покаяние»…

Как взошли они на колокольню, Стенька схватил митрополита поперек и скинул вниз. «Вот, — говорит, — тебе мое покаяние!» За это Степана Разина семью соборами прокляли! — сообщает легенда. А проклятие семью соборами, как констатируют знатоки, особенно страшно.

Многие легенды свидетельствуют: призраки являются для исполнения какой-то задачи, которой им не удалось выполнить при жизни. Чаще всего они преисполнены желания совершить возмездие или исправить собственные ошибки. При этом очевидцы совершенно точно отмечают тот факт, что некоторые приведения обладают разумом и интеллектом.

Вот и Разин скитается век-веченский, как писал Гиляровский, не просто так. В начале XX века священник Вольского уезда Лунин сообщал, что один из старожилов рассказывал ему, что «разбойник Разин встречающимся ему людям рассказывает, что все грехи его прощены, кроме одного, самого важного: он ограбил монастырь, причем зарыл в землю икону Божьей Матери. Эта икона будет томиться в земле до страшного суда, а он, Стенька, мучаться в продолжении этого времени на земле».

Возникает вопрос: от чего же зависит характер призрака? Ответа нет до сих пор очевидно одно: он мало зависит от характера самого умершего человека. Призраком может стать вполне заурядная личность. Однако много рассказов касаются именно появления фигур, которые оставили след в истории. Возможно, потому что подобные истории более востребованы. В самом деле, рассказывать о призраке короля Франции интереснее, чем о родственнике прачки.

Самое интересное, что известно, когда успокоится мятежный дух Стеньки Разина. Дело в том, что известно… Вы не поверите… Завещание Степана Разина. Вот его текст:

«Шел я, Степан Тимофеевич сын Разин, из города Алатыря в верх Суры реки и дошел до речки Транслейки и спрашивал мордвина, где пройти за Суру реку — и перешел со всем своим войском. Дошел я от брода в Горы и нашел в правой стороне ключ, и тут мы жили полтора года, и это место нам не показалось. И нашли мы бортника, и он сказал нам место угодное, и шли мы четыре дня и дошли до горы — еще гора, и в горе ключ, в полдень течет; в горе верхней две зимницы на полдень выход. Среди той три яблони посажены в малой стрелке, в полугоре — ломы, шипы, заступки и доска медная; на верхней горе шолом. Тут пенек-дуб сквозь сверлом просверлен и заколочен черным дубом. И тут положены стволы и бомбы, и тут вырыт выход, и сделан покрыт, обложен пластинами дубовыми. И в нем положена братская казна, 40 медянок, а моей — купца Бабушкина, алаторского клюшника 40 тысяч, и его, Ивана, два сундука платья, сундук третий — запоноки драгоценного жемчугу и всякие вещи драгие. Еще 4 пуда особливого жемчугу и 7 ружей, а мое ружье стоит в правом углу, заряжено и заткнуто, а именно — травой. В середине стоит образ Богоматери не оцененный, украшен всякими бриллиантами. Это место кто найдет, и будет трясение одна минута; а расстоянием от пенька полста оглоблей; а оный сыскавши, раздать сию казну по церквам 40 тысяч на белом коне, а раздавши — из моего турецкого выстрелить и сказать: «Вот тебе, Степан Тимофеевич сын Разин, вечная память!». А коню голову отрубить. А сия поклажа положена 1732 года. Прежде проговорить три молитвы — Богоматери, Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу; а потом будет три трясения. Списал шатрашанский мужик Семен Данилов в месяце июне».

Возможно, придет тот час, когда исполнится завещание Степана Разина, будет найден его клад, земля простит все его деяния, а сам атаман, в конце концов, упокоится с миром.