10 сентября 2014, 16:41

Камышинский железнодорожный узел отмечает 120-летие


Вокзал Камышина: сто лет назад и сейчасВ сентябре 2014 года здание железнодорожного вокзала и железнодорожный узел в Камышине отметят 120-летний юбилей.

История строительства железной дороги в Камышин началась 26 ноября 1893 года. Именно тогда Министерство путей сообщения и Городская Управа города Камышина приняли совместное решение о строительстве железнодорожной линии по проекту инженеров Рязано-Уральской железной дороги (сокращенно: РУЖД; но также правильно Рязанско Уральская, аббревиатура Р.У.ж.д.)

Это был один из самых масштабных проектов для Камышина, в реализации которого приняли заметное участие и местные «гласные» (так раньше именовали депутатов). В 1892 году акционерное общество «Рязано-Уральская железная дорога» обратилось к «обществу города Камышина» с предложением провести в город железную дорогу. Для воплощения проекта в жизнь требовалось провести отчуждение городской земли. Дело в том, что железнодорожная ветка пролегла на землях, принадлежащих городу.

РУЖД предложила свой проект, а Городская дума — свой. (К слову, рассматривался вариант и проложения ж/д ветки в район нынешней школы № 4, но он был отложен из-за сложного  рельефа местности.)

После долгих переговоров в июне 1895 года председатель правления РУЖД сообщал саратовскому губернатору князю Мещерскому: «Имею честь известить Ваше Сиятельство, что Камышинская Городская Дума в своём заседании от 3 мая сего года приняла предложение правления о постройке моста и водопровода для города, взамен согласия на строительство железной дороги».

А годом ранее состоялось историческое заседание думы по вопросу отчуждения земель. Комиссия гласных (депутатов), которую представляли промышленники и предприниматели И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие, заключила договор, согласно которому за отведенную землю Акционерное общество РУЖД построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом (1894 год), депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500 000 пудов, нефтесклад, нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъемниками, тоннелями, шахтами и подвесными вагонетками, а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. Остатки так называемой «лесотаски» РУЖД (лесоподъемник, проложенный в тоннеле, который ведет от Волги к ж/д путям) сохранились до сих пор, их можно запечатлеть на фотоаппарат, проплывая по великой русской реке.

Cтроительные работы на участке Балашов – Камышин были закончены к сентябрю 1894 года. Тогда же открылось движение на линии Тамбов – Камышин. В момент открытия движения по новой железнодорожной ветке с вокзала «Камышин» ежедневно отправлялось два поезда — пассажирский и почтовый.

В дальнейшем в полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (впоследствии названный Бородинским), а в 1898 году — городской водопровод. К слову, улица в Камышине, проходящая вдоль линии Рязанско-Уральской железной дороги, до сих пор называется Рязано-Уральской.

Будучи в железнодорожном музее Волгограда, автор этих строк с радостью отметил, что на одном из стендов есть и фотография камышинского вокзала, — здания, которое, точно веха, отметила славные дела наших предков, развивавших транспортное сообщение обширной империи, раскинувшейся на одной шестой части суши. 


Автор: Леонид Смелов
Фото: Из архива infokam.su
На фото: Железнодорожный вокзал Камышина. Фото XIX века


Код для вставки на сайт или в блог



РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

Люди комментируют

Красивое здание вокзала. Спору нет. История о нем вона какая. Жалко что застроили павильенами. Не видать!
Вася [Гость] @ 10 сентября 2014, 20:25
Это же как надо было проект памятника Солунскому сделать что ко всем приезжим уж быть протите, ЗАДНИЦЕЙ!!! Вот где кощунство!
Камышане его и так увидят а вот вопросы гостей города постоянно на счет этого есть, что сказать , рукожопы безмозглые кто так продумал, обоснований не видел того что Солунский смотрит на мост
first [Гость] @ 10 сентября 2014, 22:52
ферст, да кто к нам приезжает то? Камышане только и все. Ну развернули бы к вокзалу передом - к мосту был бы задом. Основной поток приезжающих имеенно со стороны Волгограда будет. Разве не...?
Бренда Смит [Гость] @ 11 сентября 2014, 08:31
А с какого перепуга назван камышинским узлом? Это камышинсмкий тупик )))
Любопытный [Гость] @ 11 сентября 2014, 11:27
черно -белое фото впечатляет
Гость [Гость] @ 11 сентября 2014, 18:43
То что сделали с привокзальной площадью (установка всевозможных убогих строений) оценить нормальному человеку невозможно. Сколько же вам заплатили, "господа" высокие чиновники (вайрихи, зинченки и т.п., т.д.)??
Вопрос в никуда [Гость] @ 11 сентября 2014, 21:29







Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
<Молодое пришло пополнение в сто седьмой истребительный полк.>

<А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>