Источник: www.politrus.ru (http://www.politrus.ru/2015/08/06/andrew-serenko-26/#facebook)
Творец и куратор российской внутренней политики — первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ (АП) Вячеслав Володин столкнулся с неожиданной трудностью в ходе нынешней избирательной кампании в регионах страны.
Речь идет о формуле «КОЛ», спущенной со Старой площади на места, и которой руководствуются теперь региональные и местные администрации, а также отделения партии «Единая Россия». «КОЛ» — это «конкурентность, открытость, легитимность».
«Согласно замыслу Володина, именно так должны были пройти выборы в региональные Законодательные собрания в сентябре 2015 года. Поэтому принцип «КОЛ» доминирует в запросах из Москвы в регионы, по этой формуле Управление внутренней политики (УВП) Администрации Президента РФ требует отчетные материалы с местных кураторов выборов», — рассказывает знакомый с ситуацией собеседник, близкий к президентской администрации.
По словам собеседника, «формула «КОЛ» стала политическим хитом этих выборов и настоящим неврозом для кураторов внутренней политики, как в столице, так и в голосующих регионах».
Практическая реализация володинского «КОЛа», однако, столкнулась с несколькими трудностями. Одна из них — отсутствие у УВП АП РФ подробной и достоверной информации об оппозиционных кандидатах на местах. Прежде всего, речь идет о первых тройках, баллотирующихся от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.
«Согласно установке «КОЛ», выдвиженцы этих партий получают реальную возможность пройти в сентябре в региональные Заксобрания и городские Думы столиц субъектов Федерации. Более того, в ряде регионов есть возможность получения депутатских мандатов кандидатами от непарламентских партий. Однако не только на Старой площади, но и в самих голосующих регионах зачастую понятия не имеют, что это за люди, какова их «кредитная история», насколько они дружны с законом и т.д.», — рассказал собеседник.
Таким образом, резюмирует он, из-за реализации установок «КОЛа», возникает реальная перспектива попадания в представительные органы власти регионального и муниципального уровня лиц, о которых не имеют полного представления даже лидеры выдвинувших их политических партий.
«В «доКОЛовскую» эпоху, когда доминировала установка на максимальный успех «Единой России», все было понятно и предсказуемо. Все кандидаты в региональные Заксобрания от партии власти согласовывались с Москвой, о них собиралась подробная информация, как в «Единой России», так и в Управлении внутренней политика Администрации Президента России. Не все они были святыми людьми, но среди них не было «темных лошадок» или «котов в мешке».
В отношении кандидатов от оппозиционных партий такого же уровня и качества работа по сбору информации не велась — в этом просто не было необходимости, так как победить на выборах они в принципе не могли. Теперь же, с появлением стратегии «КОЛ», все изменилось. Оппозиционные кандидаты получили неплохие шансы на победу, но кто они, эти будущие депутаты, — практически никому неизвестно», — рассказывает другой наш собеседник, также хорошо знакомый с проблемой.
По словам наших собеседников, едва ли не главной проблемой для кураторов нынешних региональных выборов как раз и стало это противоречие между установками Вячеслава Володина на конкурентность, открытость и легитимность и наличием довольно значительного количества «несогласованных» и никому не известных кандидатов, получивших вдруг шанс стать депутатами региональных Заксобраний.
«Пока не ясно, как будут выходить из этой ситуации на Старой площади. Команды на отмену «КОЛа» не поступало, однако и заменить сомнительных кандидатов, баллотирующихся от оппозиционных партий и имеющих шансы на победу, нет возможности. Все партсписки и выдвиженцы по одномандатным округам уже зарегистрированы, отменить их регистрацию можно только через суд и соответствующие административные процедуры, а это уже идет вразрез с заявленными принципами «КОЛа», — рассуждают собеседники.
Очевидно, что если по итогам нынешних выборов Вячеслав Володин сохранит установку на «КОЛ» и в новом электоральном сезоне (а его главным событием станут выборы в Государственную Думу ФС РФ), то это потребует существенной перестройки системы работы кураторов внутренней политики в регионах.
С одной стороны, речь идет о более масштабной информационно-аналитической работе региональных управлений внутренней политики, которые должны будут начать формировать подробные досье не только на кандидатов от «Единой России», но и выдвиженцев других политических партий, имеющих шансы на электоральный успех.
С другой стороны, кураторам избирательного процесса придется перестраивать личные взаимоотношения с руководителями и спонсорами оппозиционных партий на местах, чтобы иметь возможность продвинуть своих, «согласованных» кандидатов на проходные места в их партсписках или выставить этих кандидатов в мажоритарных округах под оппозиционными брендами.
Все это, конечно, делает более хлопотной и нервной работу кураторов внутренней политики в регионах. Однако нельзя не признать в этом случае политическую привлекательность и перспективность формулы володинского «КОЛ»: вместо того, что оголтело продвигать на выборах всех уровней кандидатов одной лишь «Единой России» (тем самым навлекая на себя массовую критику оппозиции и гражданского общества), архитекторы внутренней политики могут совершенно спокойно пропускать в депутатские кресла заранее согласованных выдвиженцев от оппозиционных партий.
В итоге и овцы будут целы (оппозиционные партии смогут утешить свое политическое самолюбие — ведь их кандидаты, наконец-то, побеждают на выборах, демократия торжествует), и волки сыты («партия власти» сохранит контроль над представительными органами власти, так как ее сторонники будут побеждать теперь еще и под оппозиционными флагами).