«Визитными карточками» всех городов, расположенных на Волге, традиционно являются набережные. Здесь с пароходов и различного рода судов ступают на берег и цари, и военачальники, и рядовые граждане. По камышинской набережной, например, разносились шаги Петра Великого, Суворова, Жукова, Шолохова... В грозные годы начала XX века здесь «отметились» Столыпин, Сталин, Троцкий, Калинин, Врангель.
Но есть у камышинской набережной одна уникальная особенность, которая заключается в ее геологическом строении: это бугор, на котором сегодня располагается Камышинский историко-краеведческий музей (ранее Земский дом). Он отделяется от основной линии прибрежной черты взвозом (дорогой от нижней террасы набережной к верхней) и словно выдается немного вперед как самостоятельная часть. В начале XX века перед Земским домом на этом самом бугре был разбит бульвар: склон над обрывом укрепили бревнами, сделав по ним деревянные пешеходные дорожки с парапетом для безопасности; всю территорию благоустроили, установили лавки... А главное — озеленили, то есть высадили деревья и кустарники. При этом зелёную часть также оградили парапетом (фото ниже).
Дело в том, что до конца XIX века камышане практически не занимались озеленением улиц. Лишь церковные служащие и паства традиционно создавали вокруг Божьих храмов «зеленые оазисы»: церкви были ограждены, а внутри на территории произрастали различные породы деревьев, что, конечно же, придавало совершенно иной благопристойный вид. В остальном же, все зависело от конкретного жителя и его тяги к прекрасному. Например, главный врач Камышинской земской больницы Сементовский создал на территории больничного комплекса целый мини-парк: здесь цвела сирень, а тень создавали крупные деревья. Также озеленением своих усадеб занимались купцы — далеко не все, но некоторые.
И вот в Камышине было создано сразу два «зеленых оазиса»: в 1901 году заложен городской парк (он назывался «Александровский сад») и примерно в это же время — «Бульвар» на набережной (так и писали — с большой буквы). Располагались они неподалеку, на одной улице Царицынской (сегодня Советской), поэтому камышинское городское общество тут же соединило их в любимое место для прогулок. Раньше любили употреблять слово «променад» (фр. promenade, прогулка).
Компании камышан, влюбленные парочки и мужчины-собеседники важно выходили из парка, где было чуть суше и жарче, и шествовали до бульвара, где с Волги доносился лёгкий бриз. Здесь, в прохладе, можно было полюбоваться великой русской рекой, посмотреть на «зашедшие в гавань» пароходы...
На бульваре располагался Охотничий клуб и летний синематограф. В клубе выступали заезжие театральные труппы и артисты. Молодежь (реалистов и учащихся) вечерами с бульвара изгоняли: им было запрещено бывать в общественных местах после определённого времени. Однако реалисты частенько прятались в кустах, поэтому дворники устраивали на них едва ли не облавы.
Собственно, также камышане прогуливаются и сегодня: от парка до площадки перед музеем. Но есть что-то очаровательное в старых фотографиях — посмотрите на камышинский бульвар начала XX века: прошло примерно сто лет, вроде все так же (в географическом смысле), а выглядит как-то иначе.
В принципе выглядело хорошо. Зачем на царя пошли? (из КВН)
Сейчас там около Петра очень не хватает зелени. Деревья еще невысокие. А еще очень много покрыли тротуарной плиткой. Надо было оставлять круги под деревья. Там с мая по сентябрь можно как на сковородке сгореть за пять минут под нашим солнцем. Почему места под деревья не предусмотрели я плохо понимаю.
ГОСТЬ, так для городка на 17 тыс человек даже очень неплохо смотрелось. Вторая фотка огонь. Дома на набережной кирпичные, пристани. Жизнь шла своим чередом.