Атака мертвецов. Художник: Евгений Пономарев Часто слышу от знакомых родителей, что детям не интересна история своей Родины. Однако, думаю, это все же больше вина мам и пап, которые не могут сказать своим дочкам и сыновьям нужные слова и посмотреть с ними те самые — правильные и нужные фильмы. К счастью, мой сын уже начал смотреть старое советское кино
как документальное, так и художественное.

Особенно тронул его фильм «В бой идут одни «старики»!». Сначала сын задал вопрос про лейтенанта Кузнечика:  «Что значит, год себе приписал?». Пришлось объяснить, что в годы Великой Отечественной войны многие ребята прибавляли себе год, чтобы попасть, если уж не на фронт, то хотя бы в военное училище.

«Понимаешь, эти мальчики, которые показаны в фильмах, старше тебя лишь на 10 лет. А они прошли войну и победили», — сказал я сыну.

Также запал в душу ребенку тот факт, что актер Алексей Смирнов, сыгравший в этом фильме техника Макарыча, прошел войну и был награжден орденами и медалями за рукопашные схватки с вражескими солдатами. (Потом был фильм «Операция Ы», и ребенок долго не мог понять, как фронтовик, видевший грязь и боль войны, может играть комедийные роли).

Очередным откровением стала для сына документальная лента про крепость Осовец, вошедшую в историю из-за так называемой «Атаки мертвецов». Сын уже понимал, что Первая мировая война стала для России очередным испытанием. Однако для него был не совсем понятен термин «мертвецы», который последующие поколения дали русским солдатам, поднявшимся после газовой атаки навстречу наступающим кайзеровским солдатам.

«Папа, они же мертвецы были. Как же они на своих не напали?» — в лоб спросил он, припомнив всяческие ужастики про нежить и вампиров, которые, к сожалению, массово «подаются» нашим ТВ и попадают в поле зрения ребенка, даже если ты пытаешься контролировать процесс того, что он смотрит .

Пришлось объяснять сыну, что русских солдат назвали так образно, ведь никто из них не должен был выжить после смертоносной газовой атаки немцев. Отравленные газом, измученные нечеловеческой болью и едва стоящие на ногах, они исполнили приказ: не сдавать крепость. Собрав остатки сил, эти герои поднялись в полный рост и пошли в свою последнюю атаку, став примером для многих поколений. (Попутно я, конечно, «тихим незлобливым словом» помянул Голливуд с его штампами про зомби).

«Сынок, эти солдаты, защищавшие крепость Осовец, были обычными русскими мужиками, которые хотели растить детей, работать... Но им выпало служить и воевать. Они выполнил свой долг даже больше, чем можно себе представить», — сказал я.

После этих слов сын впал в глубокую задумчивость. А спустя насколько минут выдал: «Солдаты, защищавшие Осовец, такие же герои, как пограничники в 1941 году, и те, кто воевал в Великую Отечественную!»

Сейчас «подсунул» сынишке фильм Юрия Озерова «Освобождение». Теперь жду новых «почемучек» и «зачемок».