Весь прошедший праздничный месяц мы маялись, что называется, «по полной». Столько событий, торжеств, встреч и знакомств, что хватит на все последующие месяцы. И в этом смысле май как никогда оправдал своё название. В конце праздника обычно устраивается фейерверк. Для камышан таким фейерверком стал фестиваль «Театр и поклонники». Уже третий по счёту. За одну неделю зрители смогли посмотреть все премьеры минувшего театрального сезона.

Гурманы сравнили увиденное с первой постановкой спектакля, подчеркнули особенности игры любимых актёров, отметили их достижения, а, может, и упущения. Ну а рядовой зритель получил отличную возможность ещё раз совершить увлекательное путешествие по миру нашего театра, вместе с актёрами побывать в разных странах и эпохах и убедиться в достоверности бессмертного афоризма Шекспира.

На этот раз путешествие по миру человеческих страстей началось вместе с Гулливером. Но не с тем классическим героем Свифта, а… практически с нашим современником. Польский драматург Ежи Брошкевич ещё в 1958 году написал необычную пьесу для одного актёра, в которую вместил столько мыслей, переживаний, оригинальных состязаний со своим вторым «Я» (причём всё это прекрасно ложится на сегодняшнее время), что диву даёшься, как это вообще можно воплотить на сцене.

Режиссёру-постановщику Яне Арзамасцевой, не так давно работающей в нашем драмтеатре, и актёру Александру Ферхову это удалось вполне. Так вжиться в роль и в течение 1 часа 20 минут почувствовать себя одновременно и господином над лилипутами, и маленьким человеком, винтиком в государственной машине – это настоящее искусство, за которое Александр, по результатам обсуждения жюри, был оценен премией «За создание самого яркого и выразительного образа».

В ходе фестиваля мы увидели Ферхова ещё в двух спектаклях – в качестве главного героя «Шутки в предместье» по пьесе Вампилова (в постановке Александра Штендлера), где он сыграл роль старшего сына, Владимира Бусыгина, и в небольшой роли крестьянина в мольеровском «Дон Жуане» (режиссёр-постановщик из Москвы И. Карапетян). Но Ферхов присутствовал на сцене не только в качестве актёра. Будучи заведующим музыкальной частью театра, он каждый спектакль заставил зазвучать по-особому. К тому же, зрители смогли оценить и его вокальные данные, послушав в исполнении Александра любимые песни прошлых лет.

Ну а Яна Арзамасцева была удостоена специального приза жюри как молодой и креативный режиссёр. Чего стоит только её «Конёк-Горбунок»! «Оседлав» его, Яна проявила себя как великолепная сказочница, сумела сделать жанр сказки одинаково интересным как детям, так и взрослым. Её новая работа – «Два приключения Лемюэля Гулливера» – это не просто сказка для взрослых, которую посмотришь и забудешь. Это размышление об очень многих вещах, к которым хочется возвращаться снова и снова.

Удача спектакля в том, что его создатели не стремятся снизить планку до уровня массового зрителя, не идут на поводу, так сказать, «чего хочет публика», а, напротив, хотят подтянуть эту публику до уровня грамотного и понимающего зрителя. Не случайно один из членов жюри – поэт, литератор, художник, профессор, действительный член Академии словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина (г. Санкт-Петербург) Александр Исаев, посетивший наш город как раз на фестивальной неделе, неоднократно повторил, что Камышин забрал у них лучшего режиссёра. (Дело в том, что Яна Арзамасцева ранее работала в городе Дубна Московской области, где живёт А. Исаев).

Вместе с А. Ферховым премию за создание самого яркого и выразительного образа получил и молодой актёр Николай Дубровин, уже хорошо известный зрителям по роли Калеки с острова Инишмаан и «бедного» Марата из одноимённого спектакля по пьесе А. Арбузова. В минувшем сезоне Николай показал себя в качестве сказочного Ивана из «Конька-Горбунька» и трагикомичного дона Алонсо из «Дон Жуана». Но особую симпатию у зрителей и членов жюри вызвал его настоящий кавказец Тимоте из «Ханумы» (в постановке руководителя театра Евгения Бакина). Так «по-кавказски» вести себя на сцене и «по-кавказски» акцентировать (во всех смыслах) наше внимание!

Не ошибусь, если скажу, что «Ханума» стала самым кассовым спектаклем минувшего сезона. Его сила – в слаженной работе всего коллектива, подарившего нам ещё одно прочтение любимой пьесы. Думаю, что нашу «Хануму» ждёт такое же кавказское долголетие. Главную роль в спектакле исполнила Светлана Олейник, прибывшая к нам два года назад из охваченной пламенем войны Юго-Восточной Украины. Она не просто комедийная драматическая актриса, но и обладает громкими (опять же во всех смыслах) вокальными данными.

Особенно это было хорошо видно на церемонии закрытия фестиваля, когда актёры показали нам сочный капустник под названием «Фестиваль БАКИН-барды» (догадываетесь, кто стоит за эти названием?), а Светлана солировала в сценическом кабаре. Жюри присудило ей уже знакомую вам премию «За создание самого яркого и выразительного образа». Её же была удостоена и другая Светлана – Смирнова, продолжающая радовать камышинского зрителя своей яркой искромётностью, улыбкой и оптимизмом. В «Хануме» она исполнила роль невесты Соны. Вообще, по количеству актёров, получивших премии фестиваля (шесть), этот спектакль вышел на первое место. Здесь, помимо названных С. Олейник, С. Смирновой, Н. Дубровина, играют и Юрий Щербинин (Князь), удостоенный особой премии им. Заслуженного артиста России Всеволода Зайцева «За верность профессии и многолетнее служение Камышинскому драмтеатру», и Ольга Шевченко (сестра Князя Текле), и Алексей Лобойко (слуга Акоп). Последние два актёра, правда, награждены по другим – так сказать, «сказочным» – номинациям, но это нисколько не умаляет их мастерства в драматической игре.

Алексей Лобойко (так же выходец с Украины), представший в «Коньке-Горбуньке» в образе Царя, не менее ярко проявил себя в роли первого плана как слуга Дон Жуана, а Петя Суханов, ставший тем самым Коньком и совершив свой сказочный полёт, в «Шутке в предместье» достоверно сыграл роль младшего сына, с характерным юношеским максимализмом влюбившегося в местную-«предместную» красавицу Макарскую (С. Олейник). Особо стоит сказать об Ольге Шевченко. В нынешнем сезоне она по-настоящему раскрыла своё мастерство не только как драматическая актриса, но и как хореограф, постановщик танцев практически во всех спектаклях. Жюри было единогласно во мнении отметить её участие в интерактивной кукольной сказке «Красная шапочка» (режиссёр-постановщик – Николай Бойко). В роли рассказчика Ольга так заинтересованно общалась с детьми, что они внимали ей со всей своей детской чуткостью, и в этом, очевидно, проявился и ещё один талант актрисы – как любящей матери.

Ну а, пожалуй, самыми узнаваемыми героями детских спектаклей (как драматических, так и кукольных) стали образы созданные Романом Петровым. Волк в «Золотом цыплёнке» (ещё одна работа Яны Арзамасцевой) и «Красной шапочке», Шурка в «Космических приключениях Шурки и Мурки» (реж.-постановщик Н. Бойко), работы как актёра-кукольника. Все эти умения позволили ему и Ольге Шевченко получить премии «За самый яркий сказочный образ в спектаклях театра кукол». А вот уже упомянутые А. Лобойко и П. Суханов были удостоены аналогичной премии за создание сказочного образа в драматических спектаклях. К ним присоединилась и Мария Клыпина (очень симпатичный Цыплёнок из одноимённой сказки, Мурка из «Космических приключений» и один из Коней в «Коньке-Горбуньке». Кстати сказать, танцы и костюмы этих двух Коней – особая изюминка сказки).

Как видим, актёры Камышинского драматического театра – мастера на все руки. В трудных условиях, когда – что греха таить – наша культура финансируется по остаточному принципу, им приходится выкладываться по полной. Наверно, жизнь у актёра особенная. Мало того, что они живут в некотором своём мире, но ведь от мира нашего, что называется, до боли знакомого, им никуда не деться. Владимир Маяковский сказал любопытную фразу: «Театр – это не отображающее зеркало, это увеличительное стекло».

Чувствуете, какая трудная задача стоит перед театром? Выходит, всё, что мы видим на сцене, преломляется в нашем сознании, и очень многие вещи, на которые мы порой совсем не обращаем внимания, благодаря театральному действу предстают перед нами во всей красоте или уродстве. Нет, это вовсе не ирреальный мир, как думают снобы. Это реальный мир человеческих страстей. За бытовухой жизненные проблемы нам кажутся бесконечными. Театр имеет удивительную способность помочь в их решении. Хотя бы на немного.