В семи километрах от Камышина расположен уникальный памятник природы — горы Уши. Здесь же возвышается гора, которую называют Лоб. Дескать, раз есть «уши», то должен быть и «лоб». Так-то оно так, только при изучении исторических справочников выясняются интересные подробности. Например, что раньше у Камышина было три «уха»!

Горы Уши, Камышин
На камышинских горах Ушах
Камышинские горы Уши и отпечаток окаменевшего листа
Камышинские горы Уши и отпечаток окаменевшего листа

В 1862 году в Санкт-Петербурге был опубликован «Путеводитель по Волге». Это был довольно обширный историко-культурный труд, автором которого выступил П.П. Нейдгардт. В нем даны подробные географические, навигационные особенности Волги, информация о всех населенных пунктах по берегам.

Любопытно прочитать историю Камышина и расположенных рядом невысоких гор:

«В 7 верстах от Камышина по дороге в Саратов возвышаются три высокие горы, видные со всех сторон на расстоянии около 100 верст; по своей оригинальной форме они названы Ушами; две из них называются Камышинским ухом, а третья Елшанским ухом... Они состоят из каменной массы кремнеземной породы. Из камня выделываются с давнего времени превосходные жернова, до 200 штук в год. Каменоломня эта отдается городом в оброчное содержание.

В Камышинском ухе есть пещера, служащая в настоящее время местом отдыха для работающего здесь народа. Некогда же, как говорит народное предание, в ней жил какой-то схимник. Когда это место стало доступным, то находили в пещере следы человеческого пребывания, а еще 35 лет тому назад на горах этих был крест...».

В 2020 году infokam.su в материале «О чем пытался предупредить жителей камышинской земли святой отшельник» (ссылка) уже затрагивал тему проживания отшельника в пещере «Камышинских Ушей». Рассказывали, что своей святостью старец вызывал глубокое уважение, окрестные крестьяне ему приносили еду и одежду, надеясь на молитву о спасении. В пещере была обнаружена надпись-предупреждение.

Впервые  о надписи сообщил камышинский топограф П. А. Перваго, который в июне 1853 года на привходовом камне прочел обрывок загадочной надписи на церковнославянском языке: «ежели кто раскопа…». И не закончена, хотя последний глагол легко распознать: раскопает… О чем же предупреждал камышан отшельник?

P.S. О печальной судьбе третьего уха рассказано в материале «Чьи уши остались в степи».