В 2017 году Камышину было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести и славы». Инициатором подобного шага выступил городской совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. На заседании Камышинской городской думы в 2016 году тогдашний глава Камышина Владимир Пономарёв, в частности, уточнил: проведенным анализом архивных данных окончательно установлено, что на территории Камышина в годы Великой Отечественной войны базировалось 58 госпиталей.
Бойцов лечили и ставили на ноги во всех школах, в городской гостинице и типографии, гидромелиоративном техникуме (сегодня «Запросто»), на территории Стеклотарного завода (два эвакогоспиталя) и даже в здании железнодорожного вокзала. Судьба камышинских госпиталей требует отдельного рассказа: например, ЭГ (эвакогоспиталь) № 1588 «прошел» фронтовой путь от Камышина через Крым и Ужгород — до Польши, где был расформирован лишь в 1946 году. Несколько камышан (врачей и медсестер) этого госпиталя погибли во время бомбежек эшелонов, в которых людей, оборудование и медикаменты перевозили ближе к линии фронта.
В Камышинском историко-краеведческом музее хранится уникальная фотография.
«Домохозяйка И.С. Барышникова кормит ослабленных раненых», — комментирует изображение экскурсовод.
Уникальность заключается в том, что фотографии Камышина военных лет можно пересчитать по пальцам. Поэтому поистине потрясает тот факт, что в виде визуальной иллюстрации тех страшных лет осталась одна фотография, посвященная героизму камышинских женщин.
Кто же такая Ирина Степановна Барышникова? Известно, что она ежедневно приносила в эвакогоспиталь № 5767 коровье молоко. В музее хранятся десятки справок, выданных этим госпиталем, которые сообщают: эта женщина приносила для тяжело раненых бойцов в каждый выходной день по семь литров молока.
Эвакогоспиталь № 5767 располагался в нынешней школе № 4. Он был создан 22 апреля 1943 года, после победы в Сталинградской битве. До этого на его месте располагался эвакогоспиталь ЭГ № 1588, который «отправился» вслед за войсками, вслед за линией фронта (о нем рассказано выше).
И.С. Барышникова — мать трех сыновей, которые ушли на фронт. Фактически, Ирина Степановна приходила кормить чужих сыновей и заботиться о них, как родная мать, в надежде на то, что где-то также помогут и ее сыновьям.
Многие камышане в то время держали коров — прямо в черте города, что сегодня кажется чем-то немыслимым. Всего Барышникова передала городским госпиталям безвозмездно более двух тысяч литров молока от своей коровы.
Архивные документы сообщают: «в обслуживании раненых помощь женщин была незаменимой и самой разнообразной — погрузка и разгрузка раненых, дежурство по палатам, уборка помещений, стирка белья и его починка. Но особую ценность, которую не переведешь на язык цифр, имело дежурство женщин у изголовья тяжелораненого, поддержка его ласками, ободряющим словом. Без их самоотверженной, бескорыстной помощи медперсонал госпиталей не справился бы с этой трудной задачей...».
Отметим, что в здании рабфака (школе № 4) размещался и другой госпиталь, в котором лечили немецких военнопленных. Милосердие, как известно, не знает границ, и камышинские доктора ставили на ноги даже тех, кто ранее нёс смертельную угрозу нашей стране. Спустя годы, когда из Камышина бывшие военнопленные были отправлены обратно в Германию, они честно признавались, что выжили после Сталинграда только благодаря врачам небольшого города Камышина на Волге.
Верхнюю фотографию видел давно. Всегда думал, что над головой раненого некий брак пленки. А нижнюю вижу впервые. Понятно, что это не брак а КОВЫЛЬ с цветами.