Кузнецов Федор ВадимовичКолокольная музыка лечит. В этом убежден камышанин Федор Кузнецов — единственный в области дипломированный звонарь.

— Многие думают, — рассуждает Федор Кузнецов, — что колокола — это просто, как говорится, погремели, постучали… На самом деле это божественный инструмент, звук колокола — та же музыка! На колоколах надо играть, выговаривать. Ведь колокола умеют говорить. Они даже перекликались между собой, когда в старину во множестве церквей в колокола звонили одновременно…

Федор, наследник Иоанна

В наше время далеко не каждому известно, что в не столь уж давнем прошлом, лет двадцать примерно назад, колокольный звон был в нашей стране запрещен как пропаганда религиозного дурмана. И возрождаться он начал в Поволжье не со знаменитого на весь мир Волгограда, не со старинного Саратова, а с небольшого городка Камышина. Здесь в некогда кладбищенской Свято-Никольской церкви впервые за несколько десятилетий ударил в колокола в 1985 году бывший ее настоятель отец Иоанн (Матвиенко), прослуживший в ней тридцать пять лет. Благодаря его усилиям и появилось целое собрание старинных колоколов: ездил, разыскивал те редкие, что сохранились, по хуторам, по станицам. Есть здесь теперь колокола зазвонные, есть средние и есть большие — как голоса в хоре. Была надстроена в Камышине и колокольня. А через некоторое время после безвременной кончины Иоанна все это звонарное хозяйство перешло в руки Федора Кузнецова.

Федор Вадимович — донской казак. Человек верующий, но не церковный, не относится к числу священников. Музыку в Камышине преподает. Консерваторию в Саратове окончил, учился на руководителя народного хора у профессора Александра Ярешко. Александр Сергеевич, редкостный энтузиаст и ценитель колокольного звона, уже в ту пору возглавлял Ассоциацию колокольного искусства России (АКИР). Не на шутку увлекся этим искусством и студент Кузнецов, ставший одним из первых учеников профессора по колокольному звону.

Теперь Федор Вадимович — авторитетный мастер колокольного звона, единственный на сегодня в нашей области дипломированный специалист по этой части, обладатель удостоверения за номером два, дающего право носить это громкое звание.

Не разрушает, а лечит

— Многие почему-то считают, что звон глушит, — делится с нами в беседе Федор Вадимович. — Да, в какой-то мере это есть. Но колокольный звон не разрушает психику, а лечит. Иные медики, психологи даже приписывают этот звон больным, чтобы, отдыхая, они его слушали. Бывает, я и сам прихожу в церковь уставший, перенервничавший. Но поднимусь на колокольню, начинаю звонить… и успокаиваюсь! В Ростовской области исследование проводили: взяли пробу воздуха после того, как в колокола отзвонили. Он оказался настолько стерилен, что впору было делать операции больным!

— Федор Вадимович, а какие бывают виды колокольного звона?

— Знаете, как одна песня в разных регионах звучит по-разному, так же и с колокольным звоном: на севере он один, на юге — другой, более сильный, темпераментный, а на западе — третий… А вообще-то звон бывает будничный, праздничный, красный, пасхальный, погребальный, малиновый... (Название последнего, как это ни покажется кому-то странным, исходит от бельгийского города Мехелен.) Есть также встречный звон, когда кого-либо встречают. Сам звон зависит от того, какие колокола задействованы. Если он, например, праздничный, то звучат все колокола, от мала до велика. Обычный, будничный — задействованы только те колокола, что поменьше. Благовест — звон в один колокол: благая весть!

Зазвонит ли Царь-колокол?

В старину, как нам поведал Кузнецов, каждый колокол имел свое особое предназначение. Уже по тому, что именно он зазвучал, люди определяли, что случилось. Один колокол звонил, к примеру, если настала тревога, беда, другой был, чтобы бить в набат… Были и колокола, в которые били в метель, чтобы путники, идя на звук, в степи не заблудились. Иные из колоколов даже имеют имена, причем давал их им, как людям, сам народ. До нашего времени, например, сохранились такие именитые колокола, как Сысой, Лебедь, Благовестник…

— Федор Вадимович, ну а Царь-колокол, если поднять его на колокольню, смог бы сейчас звонить?

— Раз Бог не дал, значит, этим все сказано. Любой колокол, если он лопнул, никаким ремонтам, реставрации не подлежит, его возможно только переплавить. А что касается Царь-колокола — учеными произведены расчеты и доказано, что, если бы в него и удалось ударить, звук получился бы настолько низкий, что люди его попросту не услышали.


— Значит, чем тяжелее колокол, тем ниже он звучит?

— И это не совсем так, иной небольшой колокол может звучать ниже тяжелого. Это от толщины его стенки зависит. Стенка толстая — колокол ниже звучит, тонкая — выше… Но слишком тонкой сделать ее тоже нельзя: лопнет, когда ударишь. А если чуть переборщил, толще, чем надо, стенку сделал — звук потеряется. Тут надо золотую середину отыскать.

Влияет, конечно, на звучание колокола и то, из какого металла он был изготовлен, каково соотношение металлов в сплаве. Так, если в России, например, колокола традиционно отливаются из бронзы, то в Германии — из чугуна. Да и звонят за границей совсем по-другому: если российские звонари за язычок дергают, то зарубежные сам колокол раскачивают, ударяя им при этом об язык. В России, впрочем, тоже есть подобные колокола, но только в древней Псково-Печерской лавре. Сам этот звон с незапамятных времен был прозван на Руси очепным звоном.

Музыка исходит от любви

— Федор Вадимович, конечно, многого в одной беседе не расскажешь. Но все же приоткройте нашим читателям какие-либо тайны, секреты мастерства колокольного звона.

— Если звонарь любит колокола и сам он чист душой — будет и музыка… Просто так никакой колокол не зазвучит, если не почувствует к себе соответствующего отношения. Вот говорят: «Колокола громко звенят». Извините, но там тоже есть динамика: можно бить в колокол громче, а можно и тише… Все почему-то считают, что чем сильнее ударишь в колокол, тем звук будет громче. Это тоже не так. Надо чувствовать, куда сила удара направлена — на созидание музыки или на разрушение. Можно ведь сильно ударить от злости, а можно также бить и от любви, как будто друга по плечу похлопаешь.

А сам я такой, как и все звонари, нет у меня каких-либо особенных секретов. Есть в России звонари и лучше, мне приходилось встречаться, общаться…

Есть ли предел для совершенства?

— Интересно, а в нашей Волгоградской епархии есть еще, кроме вас, квалифицированные звонари?

— Я, если честно, не встречал. Если б нашелся такой, с удовольствием пообщался бы. Я в Волгограде был, смотрел ребят… Нет, это все-таки не мастера! Хотя есть среди них и такие, что бьют себя в грудь: «Вот, я звонарь, я много знаю и умею!». А я вам прямо заявляю: я еще очень многого не знаю! Мне еще очень много надо познавать, многому надо учиться. Поскольку нет границ для совершенства…

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *