Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук.
Довыборы в Заксобрание региона открывают новые возможности для гражданского активизма
Совсем недавно, заявив о проведении предварительного голосования (праймериз) по довыборам депутатов в региональный парламент, волгоградские единороссы дали фактический старт предвыборной политической борьбе. Напомним, что сами довыборы в Волгоградскую областную Думу предполагается провести в единый день голосования в сентябре 2017 года, а официальный старт избирательной кампании будет дан в июне.
Столь раннее весеннее пробуждение волгоградских единороссов наводит на мысль о возможных новостях и даже неожиданностях и на самих выборах, и в ходе предшествующей им кампании. Несмотря на то, что региональные выборы у нас привлекают к себе гораздо меньше внимания, чем федеральные и проходят, как правило, без громких скандалов и политических потрясений, в этот раз нельзя полностью исключать инновационный сценарий их проведения.
Оговоримся сразу, что наиболее вероятен в сентябре 2017 года все тот же традиционный сценарий, когда избирателям будут предложены согласованные с руководством области и большинством региональной элиты кандидатуры, а граждане своими голосами лишь подтвердят сложившееся ранее соотношение политических сил и первенство «Единой России». Тем не менее, есть ряд факторов, которые могут, если не смешать предвыборные карты основных игроков региональной политики, то уж точно внести интригу в избирательную кампанию.
Во-первых, выборы будут проходить в округах с достаточно активным электоратом. Дзержинский район (избирательный округ No15) всегда представлял собой развитую городскую территорию. Его жители традиционно голосуют как избиратели российских мегаполисов, предпочитая активных и динамичных кандидатов. Среднеахтубинский район (избирательный округ No 9) также не принадлежит к числу депрессивных сельских районов. Его население тесно связано с Волгоградом, а проблемы типичны для пригородной зоны больших городов. В обоих районах помимо политических партий и общественных структур, активно работает волгоградский бизнес.
В прошлом он не проявлял самостоятельных политических амбиций, если не считать предпринимателей-самовыдвиженцев, занимавшихся не столько региональными проблемами всего населения, сколько лоббированием собственных личных и корпоративных интересов. После более чем скромных результатов группового лоббирования в рамках «Деловой России», волгоградский бизнес получает шанс заявить о себе в кампании довыборов в региональный парламент.
Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов региональных представителей партий парламентской оппозиции – КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», которые, наверняка, захотят расширить свои весьма скромные фракции в областной Думе. Во всяком случае, эти партии не откажутся обозначить свое присутствие в пространстве региональных выборов.
Это тем более необходимо с учетом перспективы их участия в губернаторских выборах, которые уже не за горами.
В-третьих, в прошедших недавно выборах в Государственную Думу в региональной кампании пытались участвовать партии непарламентской оппозиции. Итоги выборов показали, что «Яблоку», «Альянсу зеленых», «ПАРНАСу» пока не по плечу участие в кампаниях федерального уровня. Довыборы регионального уровня, а также выборы глав ряда сельских поселений, в том числе в пригородной зоне, могут стать для них и сообщества гражданских активистов хорошей проверкой активности и зрелости. При этом новые фигуры в Волгоградской облдуме вовсе не обязательно могут представлять названные выше организации. Гражданские активисты (и случай с Алексеем Ульяновым, доставившим в Москву тысячи подписей волгоградцев, протестующих против заявленного властями варианта реформы пассажирских перевозок, в этом смысле весьма показателен) могут получить известность и общественную поддержку, действуя вне этих достаточно идеологизированных и закрытых групп. Во всяком случае, предстоящая избирательная кампания дает представителям волгоградских непарламентских партий очередную возможность расширить число своих сторонников и представить свою позицию по решению региональных проблем.
Что же касается гражданских протестов, то в регионе в последние месяцы в поле общественной дискуссии оказалось несколько вопросов, связанных с повседневной жизнью жителей Волгограда и его пригородов: низкое качество ремонта дорог, спорные изменения транспортной схемы пассажирских перевозок, непродуманные шаги по закрытию рынков и ликвидации мест торговли. Состояние региональной экономики и городской инфраструктуры, а также «таланты» волгоградских чиновников могут в любой момент пополнить этот список. На фоне отсутствия в СМИ убедительных разъяснений представителей мэрии Волгограда и муниципальной власти недовольство горожан неизбежно будет приобретать активные формы. Тем более, что опыт коллективного протеста жителей поселка Гумрак показывает, что можно привлечь внимание властей к реальным нуждам граждан.
В-четвертых, новый глава облизбиркома Виктор Черячукин недавно анонсировал создание при нем Совета политических партий, включающего в себя до 20 представителей самых разных политических организаций. Если эта инициатива будет реализована на практике, то возникнет еще одна площадка для публичных дискуссий, экспертизы, консультаций, коллективного согласования позиций. Понятно, что для региональных оппозиционеров появляется еще одна возможность для демонстрации своей позиции и влияния.
Наконец, в-пятых, повестка дня, а точнее восемь тем, предложенных для праймериз «Единой Россией», в том числе коррупция, состояние госзакупок, доступность и качество здравоохранения и образования, экология, ЖКХ и т.д., - позволяют всем политическим игрокам региона либо включиться в партийную дискуссию, либо организовать альтернативное обсуждение заявленных тем. Как показывает опыт последних парламентских выборов, такие альтернативные дискуссии возможны. Они были бы вдвойне продуктивны, если бы их участники, заявляющие о своих политических амбициях, трансформировали содержание этих публичных дискуссий в конкретные программы и лозунги.
Есть и еще один, весьма немаловажный фактор, способный повлиять на явку избирателей, а, значит, и скорректировать результаты выборов. В Государственной Думе и среди политических партий обсуждается вопрос о переносе единого дня голосования на более позднее время. Высокая явка, наверняка, обострит борьбу за вторые места, даст шансы меньшинству найти и мобилизовать своих сторонников, заявить о себе.
Как видим, даже в нынешних условиях, при низкой избирательной активности, усталости и апатии граждан, ограниченности поля политической конкуренции сохраняются «окна возможностей» для публичного политического действия, позволяющие проявиться и выдвинуться новым лицам региональной политики, а оппозиции - повлиять на состав и повестку дня муниципальной и региональной власти. Найдутся ли в Волгограде весной и летом 2017 года те, кто захочет и сможет этими возможностями воспользоваться, мы скоро увидим.
Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области
Системная оппозиция может пропустить довыборы в Волгоградскую облдуму
Намеченные на сентябрь с.г. довыборы депутатов-мажоритариев Волгоградской областной Думы по двух округам, взамен перешедших на работу в Государственную Думу РФ Татьяны Цыбизовой и Анны Кувычко, мало интересны избирателям. Они не совпадают ни с какими выборами федерального уровня, а их результат с победой кандидатов от «Единой России» почти предсказуем.
Интрига по большему счету состоит лишь в том, кто именно из единороссов получит депутатские мандаты. Несмотря на санкционированные утечки из администрации региона с конкретными фамилиями чиновников-кандидатов, праймериз еще не проведены, потому не все так однозначно. И если апатия электората к довыборам объяснима, то полное отсутствие интереса к ним со стороны оппозиции удивляет. Да, результат предсказуем. Но, во-первых, проводить выборы будет новый состав избирательной комиссии Волгоградской области и необходимо «обкатать» сотрудничество с ними в свете грядущих выборов. И, во-вторых, те самые грядущие выборы, которые уже не за горами - сначала в Волгоградскую городскую Думу, затем и полноценные в Волгоградскую областную Думу.
Если заявленная инициатива будет реализована и депутатский корпус городского собрания Волгограда будет секвестирован на четверть, а 2/3 мандатов станет распределяться среди мажоритариев, то сентябрьские довыборы в региональное Заксобрание - отличный повод не просто напомнить о себе избирателям, но и, по сути, плавно начать большую выборную кампанию. Что просчитывающие ситуацию хотя бы на 2-3 шага вперед единороссы и планируют делать, используя для этого возможности внутрипартийных праймериз, о проведении которых уже объявлено и сформирована организационная комиссия.
Представители же КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», вероятно, надеются вновь въехать в депутатские кабинеты внутри партийных списков, потому об их участии в довыборах ничего не слышно. Но если, как было отмечено выше, партийная составляющая в гордуме Волгограда будет сокращена, то шансы у партий парламентской оппозиции становятся еще более призрачными, чем были до реформирования муниципальной власти. Некоторые коллеги склонны объяснять фактически полное отсутствие после госудмовских выборов в политическом пространстве города и региона КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» серьезными проблемами в руководстве партийных отделений. Дескать, не до партийной работы предводителям местных системных оппозиционеров.
Николай Паршин (КПРФ) изучает тома уголовного дела о мошенничестве с бюджетными деньгами и, вероятно, советы бывалых о жизни в местах не столь отдаленных. Олег Михеев («Справедливая Россия»), не исключено, пережидает федеральный розыск, напротив, вдали от Родины, нежась на солнышке под шепот прибоя. Что до соратников Владимира Жириновского, то из регионального отделения его партии поступает крайне противоречивая информация о руководителе. Дескать, ищут политика состоявшегося и состоятельного, пока же формально координатором на сайте реготделения указан Александр Потапов.
При отсутствии интереса к довыборам со стороны указанных партий нельзя исключать такого разви-тия ситуации, когда на вторых местах по итогам сентябрьских выборов окажутся представители других политических объединений, в чем сама областная власть может иметь определенную заинтересованность. «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС), «Родина», «Гражданская платформа», «Альянс зеленых», «Партия роста»...
Кому-то из них не требуется сбор подписей для выдвижения кандидатов, кому-то вполне могут оказать административное содействие. И не только во исполнение федерального тренда о многопартийности и политическом плюрализме, но и для решения своих местных задач.
Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде»
Единым кандидатом от оппозиции хотят стать все
Шансы на выдвижение единого кандидата от оппозиции на дополнительных выборах в Волгоградскую областную Думу в сентябре ничтожны. Опыта успешных коалиционных практик пока нет, а создать прецедент – слишком серьезный вызов, на который местные оппозиционеры ответить не в состоянии ни ресурсно, ни морально. Попытки искусственно смоделировать проект «единого кандидата» не просто бессмысленны, но даже вредны.
Идея единого кандидата возникает, как правило, в двух случаях: из-за острого дефицита электоральной поддержки или нехватки кандидатов, способных претендовать на высокий уровень поддержки в ходе выборов. В современной политической реальности региона реальных претендентов на два депутатских мандата будет не много, а точнее список будет ограничен дежурными кандидатами от четырех парламентских партий.
Таким образом, круг потенциальных переговорщиков, с одной стороны, невелик – три человека, с другой, есть непреодолимая сложность –единым кандидатом от оппозиции хотят стать все, так как каждый считает себя наиболее достойным и рейтинговым. Согласовать единую кандидатуру в таких условиях, теоретически, возможно, но необходим чрезвычайно мощный объединительный мотив, так как личные амбиции руководителей реготделений партий по-прежнему играют определяющую роль в их поведенческой стратегии. К тому же оппозиционное поле в регионе сильно дестабилизировано и в организационном, и в идеологическом отношении.
По сути, в Волгоградской области началось «смутное время»: два из трех региональных отделений – КПРФ и «Справедливая Россия» - стоят на пороге смены лидеров, так как нынешние (Николай Паршин и Олег Михеев) являются фигурантами уголовных дел и готовятся выслушать вердикт суда. Их потенциальные преемники – Евгений Шаманаев, Дмитрий Калашников, как и третий их коллега по оппозиционному блоку в областной думе - лидер ЛДПР Юрий Чекалин плотно встроены в структуру региональной власти и конкурируют сегодня друг с другом только за дистанционную близость к центру принятия главных политических решений – губернатору области Андрею Бочарову.
Охотно рассуждая о вариантах и условиях выдвижения единого кандидата, сами лидеры реготделений не раз публично выражали сомнения в возможности предвыборной консолидации. Не видно особого желания начать процесс объединения и их московские начальники - заклятые друзья по госдумовской коалиции. Эмоциональные всплески Владимира Жириновского, пообещавшего недавно «расстреливать и вешать» единороссов – не более, чем очередное весеннее обострение, причем не факт, что политического.
В вопросе перспективности предвыборного союза парламентских партий сегодня нет иного реального объединительного мотива, кроме денег, причем представители же КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», вероятно, надеются вновь въехать в депутат ские кабинеты внутри партийных списков, потому об их участии в довыборах ничего не слышно. Но если, как было отмечено выше, партийная составляющая в гордуме Волгограда будет сокращена, то шансы у партий парламентской оппозиции становятся еще более призрачными, чем были до реформирования муниципальной власти.
Ольга Устинова, социолог
В условиях кризиса волгоградцы не понимают, чем занимается областная Дума
Главной проблемой предстоящих довыборов в Волгоградскую областную Думу может стать полное отсутствие общественного интереса к предвыборной кампании и крайне низкая явка избирателей. И причина этого кроется не в том, что на местном уровне работают неквалифицированные кадры, а во все большей отчужденности населения от участия в политической жизни региона и страны в целом.
Неспособность влиять на принятие решений через представительный орган (коим, в том числе, и является региональная Дума), отсутствие диалога действующих депутатов со своими избирателями (за редким исключением), четко выстроенная и превалирующая вертикаль исполнительной власти привели к тому, что облдума как таковая превратилась в глазах населения в дорогостоящий, демократический рудимент. И поэтому совершенно не важно, кто победит в Среднеахтубинском и Дзержинском избирательных округах - сама система от этого в итоге не поменяется.
Особенно сильно подобным настроениям подвержена волгоградская молодежь, выросшая в 2000-е годы, а также немногочисленный, но крайне значимый «средний класс». Отсутствие положительных изменений в жизни региона и города-героя лишь усугубляет ситуацию, укрепляя в сознании жителей Волгоградской области формулу «от нас ничего не зависит».
Предстоящие довыборы в региональное Заксобрание будут проходить в сложной обстановке, в которой сохраняются нерадостные тренды, зафиксированные различными рейтинговыми агентствами и службами еще в самом конце 2016 года.
Так, согласно пятому по счету «Рейтингу российских регионов по качеству жизни – 2016», Волгоградская область потеряла 9 позиций и переместилась с 31-го места в 2015 году на 40-е в году минувшем: «В регионе повысились сроки поиска работы безработными, выросло количество потерпевших – физических лиц на 10000 человек населения, снизилось отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, ухудшился ряд других показателей. В то же время в Волгоградской области была зафиксированы и позитивная динамика некоторых показателей, например, вырос объем вкладов физических лиц в банках, повысилась обеспеченность населения жильем и улучшились некоторые другие показатели». Стоит отметить, что улучшения, отмеченные аналитиками «РИА Рейтинг» в 2016 году, весьма незначительные.
В Южном федеральном округе по итогам прошлого года Волгоградская область заняла «почетное» первое место по уровню социальной напряженности.
Пугающим показателем является уровень ВИЧ-инфицированных в регионе – 4,76, при общероссийском показателе 5,7 на тысячу человек. Здесь область снова лидер среди субъектов ЮФО. При этом, как показывают различные социологические исследования, жители Волгоградской области хотели бы, чтобы власти равнялись по уровню социально-экономического благополучия на Краснодарский край.
Отметим, что это только опубликованные исследования, подготовленные по открытым данным различных структур и ведомств. Ухудшение жизни в регионе фиксируют и сами жители, выражая недовольство работой действующих властей и ведомств всех уровней. Так, согласно исследованию Департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ, Волгоград занимает последнее место по уровню и качеству жизни среди 38 крупнейших российских городов.
В такой ситуации вряд ли стоит ожидать высокого уровня электоральной активности на довыборах в Заксобрание региона. Тем более, что, как показывают опросы общественного мнения, если деятельность губернатора и его команды подвергается оценке, то областная Дума, по мнению участников различных исследований, является органом «номинальным» и «непонятно чем занимающимся».
Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья
Андрей Косолапов может разменять пост главы Волгограда на место депутата областного Заксобрания
Глава Волгограда, председатель городской Думы Андрей Косолапов может скоро оставить занимаемый пост. По слухам, его отставки добиваются весьма влиятельные персонажи в структурах городской и областной власти, а также в руководстве местной «Единой России». Сам Косолапов вполне может потребовать в качестве компенсации место депутата в областной Думе.
О вероятном уходе Андрея Косолапова с поста главы областного центра и председателя городского собрания Волгограда уже сообщили СМИ. Ситуация вокруг него сложилась довольно напряженная - у Косолапова, по слухам, не складываются отношения с влиятельными фигурами в областном руководстве, а слухи о его якобы тесных связях с губернатором Андреем Бочаровым так и не получили практического подтверждения. Поводом же к будущей отставке Косолапова, вероятно, станет уже начавшийся скандал с управделами гордумы Ириной Белолипецкой, чей 19-летний сын несколько месяцев назад уехал на год в Соединенные Штаты.
По информации СМИ, об американском вояже сына Белолипецкой стало известно в результате внутренней проверки ее личного дела: «Проверяющие пришли к выводу, что Белолипецкая нарушила требования трудового договора, который регламентирует ее поведение, как чиновника, имеющего допуск к государственной тайне. Пункт 6.3.6 дополнительного соглашения к трудовому договору управделами гласит, что она обязана информировать отделы кадров гордумы и мэрии Волгограда об изменениях в анкетных и автобиографических данных, а также о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Одним из оснований для отказа в допуске к секретным документам может быть постоянное проживание близких родственников чиновника за рубежом, или оформление ими документов для выезда на ПМЖ в другое государство».
Решение о том, оставить Белолипецкой допуск к гостайне и, соответственно, саму ее на должности управделами, принимает, в конечном счете, ее непосредственный руководитель, то есть Андрей Косолапов. Сам факт отъезда сына управделами в Америку не означает, что она автоматически лишается допуска к секретам и своего кресла. Однако проинформировать кадровую службу об этом факте Белолипецкая была обязана.
Прокол с американским визитом был не единственной претензией кадровиков к Белолипецкой. Летом 2014 года, при устройстве на работу в городскую Думу, она при заполнении анкеты на получение допуска к гостайне не указала наличие судимости у своего родного брата. Близкий родственник Белолипецкой около семи лет назад был осужден по ч.2.ст.228 УК РФ (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, совершенные в крупном размере). Тогда, по слухам, этот инцидент Белолипецкой помог замять сам Косолапов, на которого управделами, по словам сотрудников мэрии, «имеет труднообъяснимое, но абсолютное влияние». Есть основания полагать, что скандал с Белолипецкой был инспирирован лишь с одной целью – дискредитировать Андрея Косолапова и подготовить общественно-политический фон для его отставки с поста главы города и председателя гордумы. Судя по всему, сама эта отставка – лишь дело времени.
Источники в областной Думе сообщают, что Косолапов перестал устраивать руководство блока внутренней политики обладминистрации: «Как говорят, к нему есть очень много претензий по качеству работы. Кроме того, в затылок Косолапову активно дышат некоторые его коллеги, давно мечтающие о новых должностях. Поэтому сейчас складывается очень подходящая обстановка для переворота в гордуме и отставки ее нынешнего спикера». Вероятным сменщиком Косолапова на посту главы Волгограда может стать его первый заместитель Владлен Колесников. Перед самим же Косолаповым теперь встает проблема, как подороже отдать должность, которую у него все равно отнимут. Оставаться в стенах городской Думы на правах рядового депутата или даже заместителя Колесникова довольно унизительно. Тем более, что уже через полтора года предстоят перевыборы всего состава Волгоградской гордумы.
Переход Косолапова на работу в органы исполнительной власти маловероятен. Повторить подвиг своей предшественницы Ирины Гусевой, шагнувшей с поста главы Волгограда в кресло депутата Госдумы, ему точно не удастся. Остается, на наш взгляд, единственный достойный вариант – добиваться согласия руководства области на переход Косолапова в Заксобрание региона. Представляется, что Андрей Косолапов мог бы выставить свою кандидатуру на довыборах в областную Думу по Дзержинскому избирательному округу и с легким сердцем сменить значок городского депутата на копку регионального парламентария.
Областная Дума давно уже стала площадкой для разнообразных аппаратных рокировок, местом размена политических интересов различных групп влияния. Собственно, именно это ей и придает сегодня смысл политического существования. Рокировка с Андреем Косолаповым не только закрепила бы этот статус регионального Заксобрания, но и, возможно, помогла бы избежать громкого политического скандала, в котором сегодня вряд ли заинтересована региональная административная элита.