Сброс воды в Волгоградском водохранилище привел к тому, что обнажился знаменитый «камышинский островок», расположенный в месте впадения реки Камышинки в Волгу.
Еще лет 20-30 назад он возвышался над водой, и на нем произрастало несколько деревьев. А в 60-ых годах XX века, когда этот участок суши был размером едва ли с десяток соток, на нем установили огромные буквы, слагающие слово «Камышин».
Есть ли там «еще что»?
Сейчас на островок тут же ринулись «островитяне». Одних манит лишь желание побывать на небольшом клочке суши. А вот другие заняты вполне «земным» делом — они ищут старинные монеты. За минувшие дни вроде ничего не нашли. Зато из старых могил кладбища, располагавшегося на этом месте около Троицкого собора, вновь «намыло» кости. Фотографии останков выкладывают в соцсети жители города. К слову, на этом кладбище был похоронен герой войны 1812 года генерал-лейтенант Кирилл Федорович Казачковский (1760-1829 годы).
До строительства Волжской ГЭС и подъема воды (заполнение водохранилища продолжалось с 1958 по 1961 годы) островок был земляной стрелкой. Чтобы убрать это препятствие на Камышинке, было принято решение ликвидировать островок, а землю вывезти. Заработали экскаваторы... Но неожиданно несколько экскаваторщиков отказались работать — дело в том, что ковшы стали выворачивать на поверхность гробы. Это было кладбище при Троицкой церкви... В итоге, когда вода поднялась, она затопила уже срытую ковшами часть, оставив только островок.
С этого места начинался город Камышин: сначала как небольшая крепость для охраны южных рубежей Российского государства, а позже — как город купцов и ремесленников. Здесь возвышалась Троицкая церковь (старый собор) и располагались первые государственные учреждения. Например, городское училище, которое, как установил краевед Е. В. Хорошунов, было открыто в 1815 году как приходское, в 1819 году было преобразовано в уездное, а в 1879 году — в трехклассное городское (четвертый класс был открыт в 1888 году). Многие поколения камышан прошли через эти классы, шагая с книжками в бывшую крепость, некогда гудевшую от набата, пушечных выстрелов и криков людей.
Вот что рассказывала автору этих строк жительница Петрова Вала Л. Г. Осипова: «Мое детство и юность прошли в Камышине. Поделюсь тем, что я помню о храме и островке в бухте. Во-первых, это был не остров, а земляная стрелка, выдававшаяся в речку Камышинку. Здесь стоял а большой собор. С высоким резным крыльцом, он как белый лебедь стоял красиво и величаво...».
Были проекты, были прожекты
Сегодня каменистые россыпи-останки камышинского островка появляются для обозрения лишь во время большого сброса воды в Волгоградском водохранилище.
В конце минувшего века единственная городская газета объявила конкурс на создание проектов по обустройству камышинского островка. Народ с энтузиазмом взялся за дело. Тогда казалось, что до воплощения мечты в жизнь остались считанные месяцы. Увы, проекты так и остались на бумаге. А ведь были же идеи, да еще какие! Например, сделать на островке ресторан в виде осетра. Рыбы, конечно, в Волге уже давно нет, но генетическая память о рыбном и икорном изобилии, купеческих пирушках и бросании красавиц в «набежавшую Волну», дают о себе знать. Кстати, по рассказам старожилов, в Камышине в начале XX века имелся один кабак у воды, из окна которого пьяный мужичок выкинул девушку прямо в Волгу. По-разински! Слухов потом по городу гуляло тьма!
Ресторан, кстати, (может, и не в виде осетра) предлагали построить чешским строителям, которые возвели в нашем городе 6 микрорайон. Потом идея трансформировалось в такую интересную штуку: засыпать островок щебенкой и сделать мост на другой берег. Причем предлагались два варианта: возвести мост на быках или вообще пересыпать почти всю Камышинку, оставив для нее лишь небольшое устье для выхода воды. Потом решили сделать островок для заезда автомашин, затем от автомашин отказались и остановились на пешеходах, подразумевая, в том числе, туристов.
Потом родилась другая идея: восстановить церковь. Эта идея обрела достаточно много поклонников, тем более что город постепенно отходил от атеизма и вновь входил в лоно православной церкви. Кстати, идею воздвигнуть на островке часовню озвучил буквально два-три года назад камышинский предприниматель, который издал несколько публикаций в местных СМИ, чем, надо сказать, вновь взбудоражил общественность.
А теперь о деньгах... На реализацию проекта «по островку» камышане, трудящиеся в муниципальных и государственных предприятиях и учреждениях, сдали по 10 рублей. На эти деньги даже начался завоз щебенки на островок. Впрочем, дело быстро затухло…
А взять другой проект того же времени: стоит Петр I (не церетелевский!) на островке и встречает и провожает уходящие корабли. Этой теме посвятили даже несколько работ местные художники. В 2010 году, когда Москва готова была «изгнать» Петра Великого работы Церетели за свои деньги, многие камышане с радостью готовы были принять опального императора у нас и опять-таки на островке. Император ведь был в Дмитриевске (Камышине) — аккурат на этом месте земляной стрелки и крепость, как гласит камышинска летопись «с тщанием» осмотрел.