23 июня в Урюпинске начинает свою работу всероссийский проект «Место встречи с искусством». Образовательно-просветительская инициатива Министерства культуры Российской Федерации и Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» с успехом состоялась уже в 29-ти малых и средних городах России (11 регионов) и продолжает триумфальное шествие по стране, охватывая ещё 12 новых региональных направлений, среди которых и Урюпинск Волгоградской области.

Масштабный проект реализуется при участии Русского музея, Московского педагогического государственного университета, Института художественного образования и культурологи РАО и Почты России. Начиная с апреля 2016 года жители городов России знакомятся с ключевыми работами Александра Дейнеки и Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лактионова и других советских художников 1920-40-х годов. Урюпинск — тридцать первый город программы, получившей благодарные отзывы по всей России. Продолжительность проекта составит 20 дней: в это время будет работать выставка и проходить просветительская программа для детей и взрослых.

Задача проекта «Место встречи с искусством» — предоставить возможность встречи с искусством жителям удалённых от центра уголков России, которые не могут посетить ведущие музеи страны в силу географической удаленности, и куда, из-за особенностей перевозки и экспонирования, шедевры живописи доехать не могут. Организаторы ставят своей целью обеспечить достойный культурный досуг россиянам от Ялты до Урюпинска, и на примере советского изобразительного искусства научить жителей российских городов понимать произведения художников, рассказав об их творчестве доступным языком.

В фонд передвижной выставки вошли высокоточные полноразмерные копии картин советских мастеров, чьи хрестоматийные произведения рассказывают о поворотных событиях в истории нашей страны: «Встреча героического экипажа» Петра Мальцева, «Оборона Севастополя» (1942) Александра Дейнеки, «После боя» (1923) Кузьмы Петрова-Водкина, «Монтаж цеха» (1932) Петра Вильямса, «Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова, «Александр Невский» (1942) Павла Корина, «Женщины-радистки» (1930) Марии Бри-Бейн. Репродукции создавались в Санкт-Петербурге специально для проекта. Команда организаторов постаралась сделать всё возможное, чтобы они максимально соответствовали оригиналам — изображение наносилось на грунтованный холст по уникальной технологии с соблюдением цветовых нюансов и сохранением фактуры живописного мазка. Для этого было сделано до 40 точнейших снимков каждой работы.

Просветительская программа: будущие профессионалы в сфере культуры, студенты Института Искусств Московского педагогического государственного университета выступают в роли консультантов — проводников по выставке. Они проведут интерактивные экскурсии по материалам, подготовленным специалистами «РОСИЗО», ежедневно будут показывать видеолекции, записанные для проекта искусствоведами Русского музея, чтобы погрузить зрителя в социально-исторический контекст создания произведений.

Просветительский проект — не только место встречи с искусством, но и место встречи с историей. Ведь представленные работы можно «прочесть» и ясно увидеть только через призму исторических фактов из жизни страны, переломных моментов её истории. Если зритель с ними не знаком — картины молчат и хранят свои секреты. Задача команды «Места встречи с искусством» — дать ключ к пониманию исторически важных произведений и возможность увидеть их свежим взглядом вне скучных шаблонов и стереотипов.

На экскурсиях от лучших студентов Института искусств МПГУ — будущих преподавателей изобразительного искусства — посетители узнают, что маршал Ворошилов был близким другом Исаака Бродского, поэтому предложил художнику совсем не героический сюжет для собственного портрета — катание на лыжах в Подмосковном лесу. Михаил Греков нашел достаточную порцию оптимизма, света и свежести для картины «Трубачи Первой Конной» в воздухе крымской весны, а Петр Кончаловский написал политически неуместный портрет Алексея Толстого, в период расцвета «пролетарской культуры» подчеркнув связь «красного графа» с дореволюционной Россией. Почему на картине о первом в мире трансконтинентальном перелёте Валерия Чкалова «Встреча героического экипажа» у пионеров не по-детски взрослые лица? По мнению руководства страны и в этот день «вся страна сделала фигуру высшего пилотажа», поэтому тон художника был столь суров.

Юных участников проекта — подростков 10-12 и 13-15 лет — снова ждет межрегиональный конкурс рисунков «Моя картина». Для обеих возрастных групп разработана уникальная программа мастер-классов: детям предлагают написать небольшое сочинение-пояснение к будущей картине, а затем передать свою историю в виде художественного образа. Финалисты, как и в прошлом году, поедут на тематические смены в Международный Детский Центр «Артек», а итогом конкурса станет выставка проектов-победителей в Москве.

Масштабный проект «Место встречи с искусством» поддерживает федеральный почтовый оператор «Почта России», доставляя в регионы России работы, общий вес которых составит более полутора тонн.

Адрес места проведения: Урюпинский городской центр культуры, ул. Гагарина, 29.