В последние годы, наверное 3-4 года, не больше, стало модным развивать туризм на территории Волгоградской области. Я читаю много прессы, так уж привык в СССР, бывал во многих странах, и поэтому могу сравнивать. Хочу сказать, что все статьи — это не более чем словоблудие. Давайте фактически…

Единственный плюс развития туризма в области, который я вижу, — это создание природных парков. Однако этот положительный сдвиг не более чем наследие советских времен и крик о помощи экологов, которые беспокоятся за Волго-Ахтубинскую пойму или уникальные пейзажи Щебаковского заповедника. Но без денег эти парки давно остановились в своем развитии. По сути, им говорят: «Приглашайте туристов! И будет вам рай земной!» Позвольте поинтересоваться: куда? Где элементарная база для приема этих туристов? Где элементарные основы для благополучия и отдыха этих самых приезжих толстосумов? Тем более если в прессе все чаще мелькают слова: как, дескать, хорошо было если бы к нам ездили, например, немцы. Угу!

Дело не стоит на месте. Благодаря энтузиазму работников парков созданы маршруты, идет работа со школами, что-то печатается в виде буклетов, даже включены сайты. Но это же капля в море! Человеческий ресурс в России всегда был великим и главным. Но не при диком капитализме, когда любой предприниматель требует деньги за свой продукт. Энтузиазм, как говорит мой сын, это слабость. И я в свои пятьдесят с хвостиком цинично понимаю, что он прав.

Местный редактор Смелов в статье в «Волгоградской правде» дал хороший пассаж про круглый стол, темой которого стало развитие туризма: «Участники «круглого стола» сошлись в одном: сегодняшний турист весьма придирчив к уровню сервиса. Его уже не привлечёшь одним обещанием искупаться в Волге, он попросту не будет этого делать, памятуя об экологической ситуации. И уж тем более он как от огня убежит от приснопамятного деревянного домика с символикой «М» и «Ж». В приватных беседах часто вспоминался опыт африканских стран, где одна-единственная звериная тропа на водопой стала своеобразной Меккой международного туризма. Правда, в африканском кемпинге «под маской» деревянных бунгало скрыт сервис самого высокого уровня, начиная от кондиционеров и заканчивая душем. Будет ли так у нас?»

Вопрос задан. И я отвечаю: нет. Я не единожды бывал в Щербаковке. Честь и хвала коллективу этого парка. Но они как наконечники на острие атаки. А в тылах — никакого денежного подкрепления. Ситауция в Волго-Ахтубинской пойме и того хуже по той простой прbчине, что Волга у нас стала, как гармонь у пьяного гармониста: хотим спустим воду, хотим оставим. И работники парка на эту ситуацию никак не влияют. Видели бы вы их ужас, когда пойма сохнет в очередной раз.

Журналистка Юлия Шаврикова сообщает о еще одном круглом столе: «До сих пор очень долго принимается решение о выделении земли под строительство гостиниц», — сетует заместитель председателя Комитета по развитию предпринимательства, туризма и потребительского рынка Волгоградской областной Думы Владимир Лобойко. «Нам нужен полноценный координационный совет по развитию туризма», — добавил председатель Комитета по предпринимательству горадминстрации Александр Фролов. По мнению президента «Российского Союза Туриндустрии» Сергея Шпилько, развитие туриндустрии невозможно без привлечения инвесторов. Ведь необходимо улучшать качество сервиса, внедрять дополнительные услуги, создавать достойную туристическую инфраструктуру».

Истину глаголют депутаты, чиновники, предприниматели, журналисты. Что толку для туризма с того, что на территории Волгоградской области создано 7 природных парков, которые занимают 600 тыс. га. На территории области разработано 57 туристических маршрутов пеших, конных, водных и автомобильных. Это фразы. Их много озвучивает, в частности, еще один редактор Анна Степанова из «Делового Поволжья».

Или вот еще интересная фраза: «Волгоградскую область предлагается наделить статусом «арбузного Сколкова», — оценил заявления Зубкова политолог Дмитрий Савельев. По его словам, в этом есть как плюсы, так и минусы: «Теперь областное руководство вправе рассчитывать на поддержку правительства в реализации «арбузного проекта». Однако это же обстоятельство может оказаться и тормозом для инновационного развития региона — область могут начать воспринимать исключительно в качестве «главной бахчи России».

Крепко сказано: «Арбузное Сколково». Какой бренд! Но, по-моему, брендовая идея! И опять же: где деньги? Вот и арбузный фестиваль в Камышине, говорят, не провели только из-за того, что не было денег. Причина банальна. Где уж тут туризм?!