1 ноября в Кремле президент России Владимир Путин провел встречу с представителями крупнейших немецких предприятий.
Многие средства массовой информации, комментируя выступление Путина, акцентировали внимание на фразе дня: «Экономика России находится на сегодняшний день на подъёме». Глава государства отметил рост промышленного производства (на 3%) и объёмов сельхозпродукции за последние пять лет (увеличение более чем на 20 процентов).
Однако нам хотелось бы отметить часть выступления, посвященную пшенице. Кто следит за политикой в целом и выступлениями первого лица, в частности, наверняка заметили: Владимир Путин постоянно сравнивает доходы от военно-промышленного и аграрного секторов отечественной экономики. При этом чувствуется, что президента, несомненно, радует тот факт, что аграрии, образно говоря, «побеждают» военных.
Сравним на цифрах: объём экспорта сельхозпродукции в денежном выражении составил 20 млрд долларов, а объем экспорта военной продукции ‒ 15 млрд долларов. Владимир Путин резюмировал: «Наша страна ‒ крупнейший поставщик пшеницы на мировой рынок». Заметим, что Россия по этому показателю по итогам 2017 года обогнала США.
Любопытное замечание в тему... Сразу ряд изданий, анализируя будущий рынок труда, сделали вывод: выпускникам школ надо подавать документы в аграрные вузы. Свои выводы они подкрепили как раз-таки теми фактами, что в России начинают развиваться и укрупняться традиционные отрасли сельского хозяйства: земледелие, растениеводство, животноводство и проч. А земля, как известно, со времен Российской империи была главной ценностью для человека.
Не будет много говорить о годах СССР, потому что наши реалии — капитализм, а стало быть, «добывать рубль» на земле теперь может только частный собственник. И, видимо, делает это достаточно успешно: по данным министерства сельского хозяйства РФ на 29 октября этого года, на полях страны собрано 113,4 млн тонн зерна, а средняя урожайность достигла 25,9 центнеров с гектара. Это при том, что часть территории Юга России накрыла засуха, и урожай там отнюдь не порадовал аграриев. На сегодняшний день самыми популярными зерновыми культурами являются озимая и яровая пшеница.
Однако в слове «экспорт» таится и огромный подводный камень. В погоне за валютой производители зерна стали массово продавать пшеницу за рубеж. Из Волгоградской области, например, часть зерна производители самостоятельно вывозят в Ростовскую область, где грузят на баржи и отправляют за кордон. Итогом подобного развития событий стало то, что в Совете Федерации заговорили о нехватке качественной пшеницы в России для производства хлеба.
Дальнейший прогноз могут дать даже люди, далекие от экспертных кругов и экономики: становится осязаемым рост цен на внутреннем рынке. Причем на «продукт номер один». Россия же только на днях проделал аналогичный путь с топливом...
Вспомните: топливным компаниям в погоне за валютой стало куда интереснее реализовывать бензин и солярку в Европу. В итоге, на внутреннем рынке начали расти цены из-за недостаточного количества поставок «себе родным». Правительство забило в колокола, Козак провел встречу с представителями крупнейших НК. Вчера, 1 ноября, были достигнуты договоренности о нормализации объемов поставок и сдерживании цен. На биржах цены пошли вниз.
Теперь мы видим аналогичную ситуацию с пшеницей. Можно предположить, что скоро состоится встреча «в верхах» с крупнейшими агропроизводителями. Как в том мультфильме «Ну, погоди!»: открылась течь в трюме корабля в одном месте — кинули мешок с песком, открылась в другом месте — прикрыли, простите, попой.
Между тем, вопрос куда глобальнее: нельзя ли установить единые, жесткие и продуманные правила, чтобы и люди не пугались растущих цен, когда начинается ажиотаж, и правительство не искало мешки с песком и «свободную попу», и все участники рынка оставались «при своих»?