«Правительственный час» в Госдуме остается одной из самых обсуждаемых тем недели.
Народные избранники заслушали министра просвещения РФ Ольгу Васильеву и адресовали ей массу вопросов. Некоторые СМИ откликнулись на итоги «часа» с комментарием: «Разнесли министра». Некоторые — куда спокойнее констатировали: «В отрасли очевидны проблемы».
Свое виденье по вопросу высказал и председатель Госдумы Вячеслав Володин. В последнее время аналитики и эксперты обсуждают его президентские амбициям. А потому к мнению человека, входящего в пятерку самых высших «государственных мужей», стоит прислушаться.
Володин настоял на широком обсуждении вопроса. Собственно, это уже расхожая формулировка, которая стала особенно заметна после «широкого обсуждения» пенсионной реформы. Как рассказал спикер, на эту тему состоятся парламентские слушания (они намечены на 12 ноября), приглашен широкий круг экспертов, политиков и ученых.
Но главный акцент Вячеслав Володин сделал на представителях бизнес-кругов. Он заметил, что необходима выработка новых стандартов профессиональной подготовки, вследствие чего «очень важно слышать мнение бизнеса — работодателей, которые понимают реальные потребности рынка труда».
Конечно же, была упомянута ставшая притчей во языцех «цифровизация экономики». По словам Володина, рынок труда стремительно меняется, что связано как раз-таки с цифровизацией: часть процессов роботизируются, а «какие-то профессии просто уходят в прошлое».
«Качество образования, и сама система образования, не должны отставать от этих процессов», — подвел итог спикер.
Таким образом, на парламентских слушаниях намерены новь поднять вопрос модернизации системы профессионального образования, причем в непрерывной связке: от школьной скамьи, через колледжи и вузы — до конкретного завода или компании.
В начале статьи мы указали на мнения по поводу выступления министра просвещения. Видимо, все-таки речь чиновника не устроила депутатов, поскольку намечены шаги по коррекции курса.
Стоит отметить, что вопрос реорганизации и модернизации системы профобразования обсуждается уже давно. Однако за эти годы многие средние специальные заведения в российской провинции во многом сохранили в себе элементы «позднего СССР». Некоторые технари до сих пор грызут гранит науки по учебникам, в которых представлены образцы советских тракторов, а уж о современных наглядных пособиях многим приходится только мечтать.
Чтобы хоть как-то решить проблему воспитания профессиональных кадров, заводы в городах открывают самостоятельные программы по обучению. По мнению директоров промышленных производств, в своих стенах воспитать нужного специалиста куда проще. А главное, он будет тем самым «узким специалистом», а не тем, у кого есть диплом, но совсем нет требуемых знаний и навыков.