Сырная неделя — последняя неделя перед Великим Постом, когда разрешается употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты, яйца. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычного поста в среду и пятницу нет, в эти дни не совершается литургия. В Русской Православной Церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Начало Сырной седмицы или в простонародье Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Традиционно в эти дни пекли блины и проводили гулянья, каждый день неледи имел своё название.
Понедельник — встреча. Свекор со свекровью, заранее оговорив время, вечером приходили в гости к сватам. Начинали печь блины, первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыш. По традиции в этот день проходили смотрины невест. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. По сути, всё сводились к сватовству, чтобы после Великого поста, сыграть свадьбу.
Среда — лакомки. День, когда зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — разгуляй (разгул, широкий разгул). Народ катался на лошадях, участвовал в кулачных боях, шумных пирушках, штурмовал снежный городок.
Пятница — тёщины вечёрки. В этот день зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Невестки приглашали к себе в гости золовок, дарили им подарки.
Воскресенье — проводы. Также называется целовальник, прощенный день — Прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит» и целуются по традиции три раза.
А уже завтра пост… Наступали строгие дни Великого поста. В храмах праздничное убранство сменялось на великопостное черное. Смолкали песни, переставали звенеть бубенцы, подвешенные к дугам.