После новогодних каникул, 15 января, в Самаре под председательством президента страны Владимира Путина состоялось заседание наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Разговор шел на разные темы, а в настоящее время на официальном сайте президента опубликован перечень поручений по итогам того заседания. Среди них поручение председателю правительства Дмитрию Медведеву, а также президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину и другим «проработать механизм развития корпоративной культуры». Сделать это требуется «совместно с Агентством стратегических инициатив и ведущими деловыми объединениями в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Более двух десятков лет Россия движется по капиталистическому пути развития. Однако корпоративная культура, как констатируют специалисты, у нас еще только в зачатке. Её, скорее, можно встретить на иностранных предприятиях, «прописанных» на российской земле, чем на родных производствах.

Более того, специалисты указывают, что корпоративная культура у нас не особо приживается. И тому есть несколько объективных причин…

Первая: кратковременная трудозанятость на одном предприятии. Это в Германии человек может прийти в фирму «Мерседес» и проработать там всю жизнь, да еще получить различные корпоративные блага в виде пенсии при увольнении при достижении преклонного возраста. В России всё иначе: статистика утверждает, что представители рабочих специальностей меняют место работы, как минимум, раз в 5-7 лет. И они вовсе «не бегут» от работы — просто предприятие может обанкротиться и остановиться. А может, перестать выплачивать ту зарплату, которую выплачивало при своем старте.

В провинции банкротство предприятий — довольно рядовое дело. Да, на их месте может возникнуть такое же производство, даже с тем же гендиректором. Только название будет другое, символика, атрибутика…Какая уж тут корпоративная этика, если меняют даже табличку у ворот.

Вторая причина: многие предприятия не держатся за работников. Расхожей стала фраза: «Не устраивает у нас — иди, найди, где лучше!». Услышать подобное в каком-либо моногороде, где работает один лишь завод, верх цинизма. Выбора-то нет. И рабочий человек «тянет лямку», потому что идти за воротами просто некуда. Вследствие этого на всякую «корпоративность», вроде ежегодного празднования дня рождения родного предприятия в местном ДК или даже совместного пения гимна фирмы, он, простите, плевать хотел.

Но задача поставлена. А стало быть, процесс созидания корпоративной культуры, построения и укрепления бренда работодателя, обучения и мотивации персонала, лояльности и вовлеченности будут развивать на государственном уровне.