История нашего государства хранит память о разных временах. Были столетия, когда люди возводили церкви и молились Богу за здравие и упокой. Но были и семьдесят с лишним лет, когда определение «атеист» (сразу после революционного семнадцатого года — «безбожник») превозносилось как почетное звание. К 1930 годам страна впала в опьяняющий антицерковный угар: церкви и храмы разрушались повсеместно, напоказ, при огромных скоплениях народа. Не избежал подобной участи и Камышин… Сегодня мы вспомним о том, какие прекрасные церкви украшали наш город.

Из давних времен

В 1668 году по указу царя Алексея Михайловича в устье Камышинки прибыл стрелецкий полк. Служивые ставят небольшую крепость, чтобы закрыть знаменитую разбойничью переволоку из беспокойного Дона через Иловлю в Волгу. За некоторое время до этого знаменательного события именно здесь переволокли свои струги молодцы Стеньки Разина. В историко-краеведческом музее хранится летопись, в которой рассказывается, что стрельцы тут же по прибытии поставили деревянную церквушку.

Нетрудно предположить, до какой степени после возвращения с Каспия был возмущен новой крепостью Стенька Разин. Недолго думая, он спалил городок до головешки. Очевидцы рассказывали: «…воровские казаки были в Камышине 2 дни и из церкви иконы и … всякую казну взяли с собою. И того ж числа Камышинский город сожгли…»

Первая церковь погибла в огне. Вот как повествует летопись: казаки-разинцы разорили камышинский храм, взяв из него «утварь церковную и божье милосердие — иконы».

Шли годы… Город был отстроен заново. В 1769 году руководитель Оренбургской физической экспедиции, академик Иван Иванович Лепехин оставил следующее описание нашего города: «Город Дмитриевск стоит на самом волжском берегу. С восточной стороны протекает речка Камышинка, а с полуденной Волга. Самое большое достоинство сего города составляет соляная пристань, которая питает большую часть города... Церквей только три, две деревянные и одна каменная…».

На пороге XX век

Во второй половине XIX века Камышин представлял собой уездный город, который занимал почетное место в системе волжской торговли. В 1879 году в нем проживало 13 644 человека.

Камышин преображается. Центр города застраивается каменными домами. Разбогатевшее купечество возводит особняки на престижных улицах. Ни одно из частных строений не повторяет другое: готические башенки, лепные карнизы, каменные кокошники над окнами украшали фасады зданий. В начале XX века центральные улицы города — Царицынская, Саратовская, Астраханская были вымощены камнем. Культурная жизнь города определялась наличием нескольких учреждений, существовала городская библиотека, действовал частный музей древностей. В городе было 9 церквей — 7 православных (пять в виде отдельно стоящих зданий и две домовые — Иоанна Златоуста при духовном училище и Петра и Павла при тюремном замке), 1 католическая и 1 лютеранская.

Золотые купола

Вот как в хрониках начала XX века описаны камышинские церкви:

Дмитриевская приходская церковь — каменная, главный престол во имя святого Димитрия, кроме того — еще один придел в честь Смоленской иконы Богоматери. Церкви принадлежит каменная сторожка, с пристроенными к ней каменным дровянником и кладовой. Церковный притч состоит из одного священника и одного псаломщика.

Троицкая церковь (Старый собор) — ныне приходская церковь, построена в 1743 году, каменная… Храм находится в северо-восточной стороне города, при устье реки Камышинки; к нему пристроены два придела: один — в 1765 году во имя святителя и чудотворца Николая, а другой — в 1857 году во имя великомученника Георгия, сооруженный купцом Ковалевым. В 1830-31 годах перед собором выстроена высокая каменная колокольня. В этой церкви находится икона Казанской Божьей Матери, принесенная первыми жителями города из Казани, кроме того, плащаница, пожертвованная в 1760 году и книга «большой требник Петра Могилы». Троицкая приходская церковь, бывшая прежде соборной, имеет главный престол во имя Святой Троицы, кроме того два придела: один — во имя святого великомученника и победоносца Георгия, и другой — во имя святого Николая чудотворца. Церкви принадлежит каменная сторожка и при ней, в одном доме — училище. Священник — 1, диакон — 1, псаломщик — 1.

Успенская церковь. В Дмитриевске до 1770 года стояла старая деревянная Успенская церковь; ее предложено было, перенеся на другое место, ремонтировать, но за гнилостью леса это оказалось невозможным, почему построена новая церковь Успения Божьей Матери, с приделом Святого Дмитрия, освященная 20 октября 1773 года на прежнем антиминсе, выданном епископом Астраханским Илларионом. По современной описи показана каменной, с приделом архистратига Михаила. Главный престол во имя Успения Божьей Матери, кроме того, два придела: с правой стороны — во имя благоверной княгини Ольги, с левой — во имя святого архистратига Михаила. При церкви каменная сторожка и таковая же кладовая. Притч состоит из одного священника, одного диакона и одного псаломщика.

Вознесенская соборная церковь. Помещена на базарной площади; каменная, пятиглавая, прочная. В 1882 году на средства горожан устроена особая каменная колокольня с церковью в ней во имя благоверного князя Александра Невского; и церковь и колокольня освящены 5 февраля 1884 года. Главный престол собора — во имя Вознесения Христова, кроме того, в нем два придельных: с правой стороны — во имя святого великомученника Пантелеимона, с левой — в честь иконы Казанской Богоматери. Ей принадлежат каменная сторожка и деревянная лавка около ограды. Притч состоит из: протоиерея, двух священников, диакона, псаломщика — диакона и двух псаломщиков.

Николаевская кладбищенская церковь. Построена и освящена 22 марта 1775 года, перестроена в 1824 году тщанием горожан на каменную. Притч состоит из священника и диакона. О ней говорится, что в 1773 году после бывшего в Камышине «морового поветрия» запрещено было по причине заразы хоронить при церквах мертвые тела, уничтожен был «убогий дом» и отведено было под кладбище особое место, на котором 22 марта 1775 года «при городе, на выгонной земле, где погребаются умершие», отстроена и освящена Никольская церковь.

P. S. К Великой Отечественной войне в Камышине осталась лишь Никольская церковь. Сегодня она имеет статус кафедрального собора. Все остальные церкви были разрушены, и теперь только старинные фотографии напоминают нам об их красоте.