Под таким названием в библиотеке-филиале № 2 прошла встреча с режиссёром Камышинского драматического театра Александром Штендлером.Под таким названием в библиотеке-филиале № 2 прошла встреча с режиссёром Камышинского драматического театра Александром Штендлером.

На фоне последних событий вокруг театра встреча получилась довольно эмоциональной, насыщенной всевозможными историями, оценками и комментариями. Она и не могла быть иной, поскольку её герой — сам по себе человек-театр, способный держать внимание зрителей бесконечное количество времени. В библиотеку пришли не только те, кто узнал Штендлера как молодого задорного актёра, но и те, кто впервые увидел его в качестве повзрослевшего режиссёра.

Александр Вадимович (лучше всё-таки именовать его просто Александром, Сашей — каким он остаётся для большинства поклонников) рассказал о своей жизни, о том, как пришёл к актёрской профессии, с кем из знаменитостей ему посчастливилось повстречаться на жизненном пути, каково его видение современного театра и что будет значить для камышан скорый Фестиваль театров малых городов.

Его можно назвать по-настоящему счастливым человеком, поскольку он не просто, как губка, впитал в себя огромный массив информации, полученной от образования, работы, встреч со многими талантливыми людьми, но и сумел зажечь в себе факел совершенствования своего мастерства. Он проявил себя в театре, в кино, в качестве продюсера, диктора, преподавателя, проехал по многим российским городам и весям, работал в Израиле.

Но вот вернулся в Камышин, с которым впервые познакомился в 24 года, когда в «лихие 90-е» по приглашению тогдашнего директора нашего драмтеатра Валерия Геворгяна попал сюда. Я не видел его игру на сцене, но по одной только встрече в библиотеке понял, насколько правы были воочию узнавшие Штендлера-актёра. Его рассказы из жизни  составят объёмный сборник актёрских баек.

Среди тех, с кем Александр так или иначе соприкоснулся, есть поэт Николай Рубцов, знаменитый философ и богослов Александр Мень, актёр Евгений Евстигнеев, писатель Дина Рубина, многие-многие другие актёры, режиссёры, телеведущие, писатели и поэты. Вернувшись в Камышин спустя пятнадцать лет, Штендлер поставил на нашей сцене уже десять взрослых спектаклей и одну детскую сказку. Начав с вампиловской «Шутки в предместье», Александр дорос до булгаковского «Собачьего сердца».

Между ними были «Светлые люди» и «Примадонны», «Дорогие мои бандитки». Штендлеру пришлось «сразиться» со шварцевским «Драконом», чтобы уже буквально через неделю отстоять вырыпаевское «Смешное у тебя имя», а сыграв шутейную свадьбу в «Без меня меня женили», обратиться к уже серьёзной и очень жизненной истории в «Любви по объявлению». «…И пёс с ними» вместе с этими спектаклями — оригинальная постановка по сценарию самого Александра. Всё это за неполные три года.

Самая длинная репетиция, по замечанию Штендлера, продолжалась всего лишь полтора месяца. Наверно, это особенность театров малых городов, когда для привлечения зрителей за один сезон там необходимо поставить чуть ли не десяток спектаклей. Камышин Александр очень любит, назвал его настоящим городом-государством, в котором живут особые люди, у них и национальность особенная — камышане.

Много рассказал о своей работе с Валерием Геворгяном, вызвав в памяти образ руководителя, тридцать лет державшего наш драмтеатр в особом тонусе и не дававшем никаким внешним силам посягнуть на его самостоятельность. Времена поменялись, в культуру пришли иные люди, но это не должно нарушить главное в театральном искусстве — не столько ему быть поставщиком зрелищ, сколько (по Гоголю) служить кафедрой для закрепления в нас лучших нравственных качеств. А для этого необходимо соблюдать совсем простое условие: люди, не имеющие с искусством ничего общего, не должны иметь с ним ничего общего (Ежи Лец). Вот и всё. Спектаклем «Собачье сердце» Штендлер как раз и старался показать, к каким пагубным последствиям может привести управление под руководством шариковых.

В ходе встречи Александр получил подарки от своих поклонников. Среди них были книги и даже сохранившийся в домашнем архиве документ — командировочное удостоверение, выписанное на имя Штендлера для поездки в чеченскую Ханкалу в 2000 году. В том году Александр вместе с военными нашего 56 десантно-штурмового — тогда ещё полка — ездил в эту горячую точку.

Бывший редактор газеты «Камышинский еженедельник «БС-пресс» Сергей Родин сохранил документ и передал его с надписью: «Награда нашла героя». Этот факт лишний раз свидетельствует, насколько многогранен нынешний режиссёр нашего театра. Пожелаем ему достойно противостоять прессингу, окончательно закрепиться в Камышине и продолжать дарить нам чудо театрального мастерства.