ТОС — территориальное общественное самоуправление.

В 2010 году эту идею начали массово продвигать в жизнь. Продвигали, как водится, мощно: именем правительства страны, губернатора и муниципалитета. Считается, что ТОС — это максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. Она сочетает и прямое волеизъявление граждан, и деятельность органов, избираемых гражданами.

Уже к 2012 году в Камышине функционировало 67 ТОСов, которые охватывали порядка 12 тысяч жителей города (около 10% населения).

Пролетело 7 лет. Сегодня, согласно официальным данным администрации Камышина, в городе зарегистрировано 70 ТОСов. То есть прибавилось лишь три. Все они имеют организационно-правовую форму «социально ориентированная некоммерческая организация» (СО НКО).

Всего же в Камышине - 146 СО НКО: 70 ТОСов, 2 казачьих общества, 18 религиозных организаций, 15 профсоюзных организаций и 41 общественная организация.

Но возвратимся в ТОСам. Участники этих объединений считают, что эту форму необходимо только развивать, иначе в одном дворе будут жить совершенно чужие друг другу люди, которые легко становятся врагами, но не друзьями. Отсюда — пренебрежение к благоустройству общего двора, нежелание его содержать в чистоте, помочь в уборке или посадке деревьев. А ведь ТОС может очень многое: даже выиграть денежный грант и воплотить какую-нибудь общественную идею.

Другие камышане не видят в ТОСах важного элемента общества. Более того, указывают их некую политизированность и стремление, в том числе, угодить, администрации в реализации какого-либо проекта. А в этом случае начинают споры и распри, что для ТОСа – самое страшное дело.

Умерла идея ТОС или нет, пожалуй, лучше всего показывает статистика: три новых организации за семь лет — это крайне мало. Те, которые существуют, — живут. А новых — практически нет.