Тревожно в мире, тревожно на душе.
Глядя на экраны телевизоров и компьютеров, невольно подумаешь: «И что только людям не живется спокойно? Чего они постоянно ищут, чего добиваются, не останавливаясь, порой, и перед убийством друг друга, а то и перед уничтожением целых народов?». К тому же сегодня человечество обладает таким оружием уничтожения, что две термоядерные бомбы, взорванные на одной стороне планеты, могут столкнуть её с орбиты и направить или в пылающее Солнце или в леденящую пустоту космоса. А ведь всеобщее счастье казалось таким близким.
Чуть больше полувека назад наша страна объявила всему миру, что она приступает к строительству такого общества, к строительству коммунизма. Прозвучало это с трибуны 22-го съезда КПСС в октябре 1961 года. Около пяти тысяч делегатов съезда и представители восьмидесяти зарубежных партий встали в едином порыве восхищения, когда Никита Сергеевич Хрущев произнёс: «Партия торжественно заявляет - нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Да и как было не восхититься, если каких-то семнадцать лет назад мы разгромили фашизм, затем в ответ на американскую угрозу создали свою атомную бомбу, первые в мире вышли в космос, имели лучшее в мире образование, а в области морали нашу страну за рубежом называли оазисом нравственности. Полмира шли за нами, а вторые полмира приглядывались озадаченно. И здесь нет никакого преувеличения, дорогие читатели, всё это было с нами, с нашей страной, с Россией (как продолжали её обозначать на зарубежных картах).
На съезде была принята третья программа партии − программа построения коммунизма. Три предшествующих года над ней работало свыше ста ученых и специалистов народного хозяйства. Особое мнение о ней было высказано академиками с мировым именем, интеллигентами ещё царских времен, Евгением Варго и Станиславом Струмилиным. Хочу здесь сказать хоть по два слова об этих выдающихся русских ученых. Евгения Варгу зауважал тов. Сталин, после того, как тот предсказал за десять лет до прихода, неизбежность Великого кризиса капитализма в 1929 -1932 годах, а также то, что он будет преодолен и капитализм не рухнет, в чем были уверены в те годы большинство в руководстве страны. А Станислав Струмилин бал разработчиком гениального плана индустриализации СССР, а затем научным руководителем проекта «Работа промышленности Урала, Западной Сибири и Казахстана во время войны».
Продолжим тему теоретического обоснования возможности построения коммунизма в Советском Союзе. Прежде всего, будем иметь в виду, что темпы прироста национального дохода в нашей стране за период с 1951 по 1960, составляли по официальным данным 10,3, а по альтернативным данным Шмелёва и Попова 9,3 процента ежегодно. Разумеется, что эти планы прироста национального дохода и были заложены на ближайшие двадцать лет. Н. С. Хрущев собирался в 1965 году вообще отменить все налоги с населения потому, что доходов от производства хватило бы и без них. В целом, план построения материально-технической базы коммунизма был разработан так же как известные планы ГОЭРЛО, индустриализации, коллективизации которые, как мы знаем, были выполнены блестяще.
Не лишне будет сказать и то, что проект третьей Программы КПСС всенародно обсуждался целых два месяца. В обсуждении приняло сорок четыре миллиона советских человек. Были высказаны около двадцати тысяч предложений, из которых пять тысяч были опубликованы. Заключительными словами Генерального Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева были: «Наши цели ясны, задачи определёны, за работу, товарищи!» Эх! Нам бы сейчас хоть частичку той ясности в целях и уверенности в их достижимости, какая была у советских людей.
А теперь посмотрим на реальную жизнь, на дела городские, которые освещались в городской газете через два-три месяца осле окончания того, по-настоящему исторического съезда КПСС.
7 января 1962 года.
Газета сообщает, что травопольную систему земледелия, при которой из каждых условных трёх гектаров засевали два, а третий «отдыхал», покрываясь травой и восстанавливая своё плодородие за счет перегнивания корешков травы, решено отменить и перейти на пропашную систему. Восстанавливать плодородие было решено внесением в достаточной мере удобрений (органических и минеральных), благо достижения химии в стране позволяли это сделать.
А в школе № 31 Петров Вала состоялся диспут на тему: «Каким я представляю себе человека коммунистического общества?».
10 января.
Журналист Василий Мамонтов в очерке «Идут в наступление строки» увлеченно рассказывает о творчестве замечательного пролетарского поэта тридцатых годов Василия Кубанёва. Стихи Кубанёва перекликаются со стихами более известного поэта Эдуарда Багрицкогои и, по моему мнению, ничуть не уступают ему по мастерству, лиричности и накалу души. Поэт прожил всего двадцать один год, скончавшись от болезни в 1942 году. Но оставил после себя стихи, берущие за душу своим лиризмом, образностью и горячей любовью к России. О коммунизме поэт говорит, что «это, прежде всего, чистота, чистота во всём. И главное - в человеческих отношениях».
И снова о воспитании нового человека. На это раз о том, что в Доме физкультурника состоялся вечер вопросов и ответов на морально-этические темы, который провело Общество по распространению политических и научных знаний.
13 января.
Касаясь хлеба насущного, газета сообщает, что район сдал в 1961 году тридцать три тысячи тонн зерна. Для сравнения скажу, что в лучшие годы наш район сдавал по сто тысяч тонн, а бывало, что и двадцать восемь тысяч считалось не плохим урожаем. Таковы климатические условия нашего района. В этом же номере ставится задача получить две тысячи триста литров молока с каждой фуражной (не путать с дойной) коровы. Это получается по восемь с половиной литров молока в день.
И опять для сравнения скажу, что передовые молочные хозяйства страны сейчас получают по тридцать, сорок литров молока с каждой дойной коровы. Добавлю ещё, что Голландия, которая поит молоком всю Европу, получает с каждой коровы по семьдесят, восемьдесят литров молока в день. При этом у них каждое животное снабжено датчиками, по которым узнают состояние его организма непрерывно, и с помощью электроники подбирают корове индивидуальное меню с необходимыми ферментами и всевозможными добавками. Голландцы говорят, что могут и больше получить, да некуда девать. Как видим, голод планете Земля не угрожает.
Перебирая газеты за январь, я собрался отложить это дело, ввиду того, что в это время мне было уже девятнадцать, и я хорошо помню атмосферу тех лет. И тут я обнаружил нечто новое. На Новоуральском нефтеперерабатывающем заводе созданы общественные конструкторские бюро, в которых инженеры и передовые рабочие совместно ищут решение технических проблем. Ищут, оставаясь на заводе после работы, то есть на общественных началах. Как вам это покажется, уважаемый читатель сегодняшнего дня? И ведь это на самом деле было, хоть и не продолжительное время.
А из следующего номера газеты я узнаю, что при городском комитете партии (партия тогда была одна и вопроса, какой партии не возникало) приступила к работе на общественных началах комиссия по предварительному рассмотрению персональных дел коммунистов. Рассмотрены дела механика совхоза «Уметовский», работницы ХБК, бульдозериста ДСУ-2 и другие. Широкий размах в это время приобрели добровольные народные дружины, безвозмездная сдача крови, товарищеские суды в трудовых коллективах. Из всего этого можно сделать вывод, что рядовые рабочие и колхозники реально приступили к созданию новых отношений в обществе.
В это незабываемое время мне довелось в течение полутора лет поработать на Горьковском автозаводе. Помню, что на самых видных местах стояли одно время будочки-кассы в виде бутылки из-под водки для выплаты зарплаты рабочим-выпивохам. Практиковалась и выдача на определенное время рабочим, грубо нарушившим дисциплину, пропусков таких огромных размеров, что с трудом умещались в кармане. Это чтобы все видели, что за работник проходит через проходную. Правда, и то и другое были вскоре отменены, как перегибы, но сам факт их появления о чем-то говорит.
Об уровне образования в Советском Союзе тех лет говорят как победы во всевозможных олимпиадах, признания иностранцев так и такой вот не слишком широко известный случай. Идею о том, как сделать водородную бомбу придумал мичман Тихоокеанского флота, фамилию которого я, к большому сожалению не помню. В печати перестроечных лет хорошо описано, как он добился у своего командования, чтобы его отпустили в Москву по сверхсекретному делу. Его отпустили, и только там и только удостоверившись, что перед ним самые высокие начальники, он изложил свою идею. И, представьте себе, она пошла в работу.
Об уровне морали в обществе в те годы говорит заметка журналиста Николая Орлова в газете от 16 января под заголовком «Словно гора с плеч». На товарищеском суде одной из фабрик ХБК, ( а суды эти были созданы тогда повсеместно по подобию судов офицерской чести) рассматривалось персональное дело Марии Демидовны, похитившей год назад девять метров ткани. Работница получила тогда общественное порицание, и её отодвинули тогда в очереди на жильё. Автор рассказывает о слёзах стыда на её лице. На том товарищеском суде рабочие поверили ей и сняли общественное порицание.
Вот так, дорогой читатель! Мелкое хищение и год стыда перед людьми. Такими мы были полвека назад, приступая к строительству коммунизма. Насчет воровства в народе, вернее его отсутствия, можно привести и то, что в многоквартирных домах, уходя из дома, прятали ключ обычно под коврик перед дверью. Такой вот был повсеместный уровень «конспирации».
Почему же не получилось?
Вопрос закономерный и ответов на него множество. Но это тема для отдельной большой и, возможно, плодотворной дискуссии. От себя только хочу сказать, что, готовя эту статью, я как-то другими глазами поглядел на личность Никиты Сергеевича Хрущева. Одна только поездка его в США в разгар холодной войны чего стоит! Там Никита Сергеевич произвел на американцев такое впечатление, что одна газета писала: «Если бы завтра были выборы Президента США, то Хрущев бы победил».
Конечно, масштаб его по сравнению со Сталиным не велик, но личностью он был харизматичной, незаурядной. Брежнев на мой взгляд, был мельче на целую голову. И то, что в результате дворцового переворота в октябре 1964года, организованного партноменклатурой во главе с Брежневым, Хрущева сместили со всех постов, нанесло делу строительства коммунизма в СССР непоправимый ущерб.
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.