Еще в начале XX века в городе Камышине на Волге треть жителей составляли немцы. Это были немцы Поволжья, которые приехали обживать берега великой русской реки по приглашению Екатерины Великой.
В середине 90-х годов XX века немцы стали массово переезжать на историческую родину. Но многие из традиционно посещают родной Камышин. Как правило, летом, когда город полон фруктов, овощей и знаменитых на всю страну арбузов. Только зачастую они приходят в шок.
«Как такое случилось?»
На Камышинском кузнечно-литейном заводе (Кузлит) без малого 8 лет отработал Фридрих, которого тут знали под именем Федор (фамилию опустим, да и не это главное). В один из летних деньков он на велосипеде решил доехать до родного предприятия. И был поражен. Вместо громадного родного цеха он увидел груды кирпичей, покрывающих сотни квадратных метров. Это особо впечатляет на карте Яндекса (см. скриншот).
«Нас же работало здесь более 6 тысяч человек! И ничего не осталось… Хорошо, хоть часть предприятия сохранилась», — поделился он впечатлениями.
Часть предприятия действительно, слава Богу, живо. Это ООО «Кузница», которое бережно хранит традиции камышинских мастеров. Здесь же в цехах сохранились многотонные молоты, грохот от которых слышен в тихую погоду в городе. Журналист редакции ИНФОКАМ побывал в этих местах в последний раз пять лет назад. Но и тогда фотографии разбора цехов на металл впечатляли (фото ниже).
«Как такое могло случиться? — воскликнул Фридрих-Федор. — Ведь это уже построенные громадные промышленные мощности. И просто разобрать на металл…».
Что сказал председатель Совета министров СССР
Решение о строительства Кузлита было принято примерно в 1968-69 годах, а в марте 1970 года стартовало проектирование.
К возведению промышленного гиганта приложил руку председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Тот самый, при котором развитие СССР достигло пика, а пятилетки стали называться «золотыми» по количеству достижений.
Говорят, Косыгину было доложено о том, что Камышин испытывает жуткий «голод» в мужчинах. Об этом волжском городе председатель Совета министров знал не понаслышке. Он курировал строительство Камышинского хлопчато-бумажного комбината (ХБК), а в 1965 году лично посетил предприятие. Что такое ХБК? Это огромный женский коллектив — ткачихи, прядильщицы, мотальщицы… В городе назревал сексуальный бунт.
Поговаривали, что женщины задумали в День солидарности трудящихся, 1 мая, остановить работу. Скандал всесоюзного значения! Хотя требование выдвигали вовсе не политическое. А чисто женское: найдите для города мужиков! С кем ходить на танцы и за кого, в конце концов, выходить замуж? Ткачих и прядильщиц вежливо попросили отложить забастовку, пообещав решить проблему на самом высоком уровне.
По легенде, 28 апреля 1968 года Алексей Косыгин вызвал в кабинет председателя Госплана СССР Николая Байбакова. Он рассказал ему о происходящем в небольшом городе на Волге и приказал решить проблему. Естественно, стратегически — с развитием, помимо всего прочего, промышленного потенциала Родины.
И решение было найдено — строительство завода с мужским коллективом! Если на ХБК — 80% женщин, то на новом промышленном гиганте должно быть 80% мужчин.
Косыгину предложили воздвигнуть Кузлит. Он ознакомился с предложением и оставил на документе резолюцию: «Завод построить. Женщин удовлетворить. Доложите».
На руинах не написали имена
В канун нового, 1974 года, были сданы в эксплуатацию первые 15 тысяч кв. м. производственных площадей Кузлита. Завод составил технологическую пару предприятию «Промтрактор» из Чебаксар. Правда, «напарник» располагался в 1 200 километрах от города на Волге. Но в те времена расстояния не были главным критерием.
Беда завода заключалась в том, что он не был запроектирован как цикл полного производства. По сути, это был лишь филиал чебоксарского гиганта, на нём изготовлялись (отливались и ковались) части двигателей для тракторов марок Т-330 и Т-500. А сами трактора собирали в Чебоксарах.
Спустя десятилетие количество тех, кто трудился на Кузлите, достигло 6,5 тысяч человек. В 1980 году для установки стальных вытяжных труб над чугуно-литейным цехом № 2 был использован вертолет: и летчики, и монтажники блестяще справились с труднейшей задачей. В тот год было смонтировано 250 тонн металлоконструкций.
В начале «лихих девяностых» остановился «Промтрактор». Естественно, рикошет ударил самым чувствительным образом ударил по Кузлиту. Предприятие осталось без заказов и без финансирования. Люди были сокращены, начался бесконечный процесс смены собственников. В связи с тем, что это был самым «металлический» завод города (перекрытия цехов, трубы, лестничные марши и многие другие конструкции создавались из металла), последние хозяева решили взять хоть то, что есть… И взяли.
P.S. Мы позабыли о Фридрихе-Федоре. Он женился в 1988 году на камышанке, которая трудилась на ХБК. В бухгалтерии. То есть сексуальный вопрос был решен. Правда, сейчас оба живут в Германии и имеют гражданство двух стран: РФ и ФРГ.
Пока женщин удовлетворяли социализм то и рухнул...
Вывод: нельзя женщин распускать!!!
Не помню точно но где то в 2007-2008 годах нам предложили работу грузить металл в самосвал. Привозили нас на Кузлит,резчики автогеном срезали полы,балки,швеллера,весь чермет который можно было срезать. Это был ЧЛЦ. Куски металла мы грузили в самосвал. На обеде резчики в татуировках и блатным жаргоном рассказывали приколюхи выпивая самогон,нам было лет по 17,им лет 30+. Ни трудовых договоров,ни чего на нас не составляли. Просто какие то привезенные люди с газовыми балонами и горелками резали цех,а мы пацаны грузили. Дядя с большим животом приезжал утром и к концу дня. Раз в неделю платил деньги по 1 тыс рублей на 2007 год для нас это были норм деньги.
Внутри цеха спилили всё, что можно. Пока несущие балки крыши не стали прогибаться. Даже середину балок выпиливали,что бы забрать как можно больше металла. Балки это я называю огромные двутавры держащие крышу цеха.
Папа мой унал где я подрабатываю и сказал - сынок,а я там работал итд.
Потом через какое то время цеха не стало вообще.