Любой современный школьный учитель ощущает тесноту рамок традиционного урока, что происходит по целому ряду причин. Во-первых, во времена бурных общественных перемен академичность образования делает школу уязвимой, снижает ее престиж. Динамичность современной жизни и информационная революция диктуют новые требования к формам обучения. Становится актуальной связь образования с реальной жизнью, иллюстрация научных положений конкретными примерами на местном материале и закрепление теоретических знаний в практической деятельности. Во-вторых, информативный характер обучения препятствует активному включению детей в образовательный процесс, что способствует снижению мотивации к обучению и его качества. В-третьих, на уроке невозможно задействовать все четыре канала восприятия информации – логику, чувствование, ощущение и интуицию. Восприятие ограничено, и каждый ребенок не всегда может проявить индивидуальные природные способности. И в-четвертых, урок – искусственная форма, придуманная взрослыми для детей. В детстве же свои законы, способы познания и варианты решения жизненных проблем. Все четыре проблемы существуют на фоне снижения уровня физического развития и ухудшения состояния здоровья детей.

Обозначенные проблемы частично разрешимы традиционными для отечественной педагогики средствами: краеведческим подходом в образовании и туристско-краеведческой деятельностью. Доктор педагогических наук П. В. Иванов отмечал, что краеведческий материал выступает в обучении в наглядной форме, в форме конкретных примеров, способствует оптимизации мышления учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, т.е. делает их доступными для понимания и усвоения. Местный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о крае, в котором родились они, их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.

На осенних каникулах, а именно 31 октября и 1 ноября, ученики Верхнедобринской и Нижнедобринской школ, члены детских объединений, стали участниками полевого практикума «От истока до устья», который для них организовал природный парк «Щербаковский».

Если посмотреть на карту нашего природного парка, то можно увидеть тонкие голубые линии, пересекающие территорию с северо-запада на юго-восток – это малые речки: Даниловка, Щербаковка, Добринка… Эти речки известны всем, кто хоть раз бывал в парке, и тем более тем, кто проживает на его территории. Не одно поколение любовалось ими, но в последние годы речки сильно изменились.

Под руководством сотрудников парка, ребята поставили цель: «пройти» всю речку Добринку, от начала (истока) до места впадения в Волгоградское водохранилище и провести комплексное исследование ее экологического состояния. Закрепляя школьные знания по географии, биологии и экологии, исследование проводилось по методике, разработанной на основе опыта работы по международному проекту «Глобальное исследование рек силами школьников».

Ребята провели гидрологические измерения в восьми точках исследований: изучили морфологические и гидрологические характеристики речки, определили цвет, прозрачность, запах воды, наличие пленок, провели ботаническое и зоологическое описание участков пойменного леса и околоводных ассоциаций. Это если говорить сухим научным языком. А если проще, то… Ребята сами отыскали исток речки – сразу пять (!) родничков, подняли трех зайцев, нашли заросли хвоща. Увидели, что в воде под камнями кипит жизнь: такого количества ракушек, личинок насекомых, пиявок и др. мы еще не видели. Несмотря на позднюю осень, были обнаружены даже цветущие растения. Ну и, конечно, просто восторг испытали юные зоологи, которым посчастливилось увидеть косуль и бобров (увидеть бобра – это очень большая редкость)!

Также ребята обратили внимание на экологические проблемы речки. Во-первых, исток обнаружен практически в селе Верхняя Добринка, хотя если ориентироваться на карту, он должен быть на 5 км. выше! Во-вторых, в среднем и нижнем течении, вероятно, из-за деятельности бобров, на поверхности слабопроточной воды обнаружены пленки органического происхождения. И, в-третьих, сколько грязи оставляет после себя человек?! Проходя по пойменному лесу, мы сразу поняли, что вошли в село, не потому, что увидели крайние дома и услышали лай собак, а потому, что попали на мусорку, которая начиналась прямо за забором симпатичного подворья. Куча пластиковых бутылок и пакетов «украшала пейзаж» возле родника. Видно, что это место отдыха жителей Верхней Добринки, но вот любимым назвать его «язык не поворачивается». Уж очень грязно! Весь мусор плывет вниз по течению в Нижнюю Добринку. Спасибо бобрам, они приспособили пластиковые бутылки под строительный материал для своих плотин.

В противоположность захламленным участкам, были обнаружены и другие местечки: кто-то собрал в лесу хворост в аккуратные кучки, было ощущение, что это хозяин леса постарался – подмел метелкой – и сразу стало чисто и очень красиво!

Основываясь на результатах наблюдений и измерений, а также их сопоставлении со стандартами, мы сделали вывод, что наша речка соответствует стандартам качества воды с большой натяжкой. Главным загрязнителем реки является бытовой мусор, оставленный отдыхающими и жителями сел. Нужна срочная разъяснительная и образовательная работа!

Ребята решили продолжить работу по комплексной оценке состояния речки будущей весной и летом. Аналогичные исследования проведут они и на других малых реках природного парка. Несомненно, что такая деятельность, способствует формированию ответственного отношения к природе.

Итак: с помощью краеведческого материала нам удалось комплексно воздействовать на личность каждого ребенка в отдельности и коллектив в целом, так как во время практикума задачи обучения, воспитания и оздоровления решались одновременно. Для наших ребят такие практикумы всегда желанны и интересны, потому что встреча с природой – всегда новые впечатления и открытия. Нам хочется обратиться к школьникам всего Камышинского района и г. Камышин с предложением подобной работы, тем более, что на нашем практикуме были 2 ученика из Камышина и остались довольными. Еще бы материалы обрабатывали вместе с нами…

А закончить хочется словами К. Д. Ушинского, который писал о том, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день проведенный ребенком среди рощ и полей стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.