Официальной датой основания города Камышина является 1668 год, когда царь Алексей Михайлович по прозвищу «Тишайший» повелел направить стрельцов в устье реки Камышинки. По царскому указу крепость для защиты волжского торгового пути от речных грабителей и восстававших казаков возвел английский инженер-полковник на русской службе Томас Байль (Бейле).

В 1670 году крепость была сожжена казаками волжской вольницы, которых вёл в поисках «истинной правды» атаман Степан Разин. Разинцы ушли, а на пепелище вскоре вновь стал стал селиться «прихожий люд».

В 1692 году, то есть 330 лет лет назад, Пётр Великий отдал приказ отправить в устье Камышинки полк стрельцов и свободных крестьян. Повеление, видимо, исполнялось ни шатко ни валко, поэтому импертор спустя год отправил в устье Камышинки свояка князя Бориса Ивановича Куракина. Ему было указано основать город на левом берегу бывшей «разбойничьей речки».

Куракин

Борис Иванович Куракин родился 20 июля 1676 года (умер в 1727 году). Куракин — государственный деятель и дипломат, являлся одним из ближайших сподвижников Петра Великого. Он был женат на К. Ф. Лопухиной — сестре первой жены Петра.

К слову, по поводу двух дат основания (или точнее сказать, возрождения!) Камышина. В конце XX века об этом немало спорили местные историки и краеведы. 22 года (с 1670 до 1692 годы), то есть до появления Куракина в этих краях, на месте впадения Камышинки в Волгу вроде как бы никто официально и не проживал. Этот факт дал повод спорить на тему: не следует ли считать годом основания Камышина 1692 год? И вести отсчет летописи городской жизни от указа Петра Великого? Однако против подобного мнения выступил Почетный гражданин Камышина, автор ряда книг по истории города Евгений Васильевич Хорошунов. Человек, который, кстати, обосновал дату 1668 год в то время, когда местный горисполком попросту не знал, когда же праздновать день рождения Камышина.

Ничуть не переча мэтрам, автор этих строк напомнит также о других датах. Первое  упоминание о Камышине находим в описании путешествия купца Федора Котова (1634 год): «От Саратова 200 верст до Камышенки, где речка Камышенка вышла из степи на нагорней стороне, а над речкой на горе высоко стоит острожек стоячей, а тут стоять по пятисот и по семисот стрельцов с весны до осени, а как на осень пойдут с астороханским товаром, так и острожек сожгут...». Для чего острожек с казаками написано дальше: «Стрельцы воровских казачков имают, а иных побивают».

Но острожек, да еще построенный на теплый сезон, это, как вы понимаете, еще не город. Поэтому идем дальше и находим интересный документ, о котором почему-то никто не упоминал ранее! А именно «Донесение королеве Христине из Москвы 16 ноября 1652 года».

«По глубокообязаннейшему смирению было (послано) мое последнее (письмо) Вашему Королевскому Величеству, на которое я подданнейше ссылаюсь.

С тех пор сюда пришло несомненное известие, что калмыцкие татары вторглись (в Россию), осадили на Волге между Казанью (Casan) и Астраханью (Astrakan) 3 города, а именно Самару (Samara), Саратов (Saratof) и Камышин (Camirzin). Как я извещен, если бы они хорошо укрепились, то проход от Астрахани и следовательно из Персии они могут загородить и держать Волгу запертой, что (для русских) было бы большим убытком. 16 ноября 1652 г. Иоганн де Родес».

Кто же такой Иоганн де Родес и можно ли ему верить? Выясняется, можно! Иоганн де Родес служил шведским торговым представителем в Москве. По сути, он был тайным агентом под прикрытием шведского торгового представительства, но сегодня его скрупулезные донесения служат для нас важными документами, которые рисуют картину прошлого Российской державы. Родес посылал своему правительству ценные данные о внутренней и внешней торговле России, с точным указанием цен, объемов экспорта и импорта и т. д. Это богатый источник по истории русско-шведских торговых и политических взаимоотношений середины XVII века. Сегодня донесения Родеса хранятся в Государственном архиве Швеции. Большая часть из них издана и переведена на русский язык.

Скажу честно, я вовсе не ратую за перенос даты основания города. Мы уже привыкли к 1668 году. Важно понять главное: наш город как географическая точка имеет глубокие корни, здесь творилась история, жили разные народы, а теперь историю Камышина на Волге создаем мы с вами. А в июле к тому же — день рождение одного из основателей города — князя Куракина, о котором в Большой биографической энциклопедии записано: «Князь Б. И. Куракин гением, конечно, не был, но он несомненно был одним из наиболее преданных, энергичных и умелых помощников Великого Петра».