Более 20 случаев нападения зафиксировано на офисы Сбера с начала этого года. Установлено, что злоумышленники совершали нападения под влиянием мошенников. Во всех случаях задержание подозреваемых происходило по «горячим следам», и ущерб для банка был минимальным.
Преступная схема — простая: злоумышленники от лица правоохранительных органов либо сотрудников безопасности банка сообщали потенциальной жертве, что совершаются мошеннические действия: либо происходит несанкционированное оформление кредита, либо кто-то пытается вывести денежные средства со счетов. Цель мошенников: выманить сбережения у конкретного человека, но для этого его толкают на преступление против банка.
Например, человека убеждают оказать содействие полиции в задержании мошенников и устроить «дымовую завесу» — либо подорвать петарду или совершить поджог в офисе банка. В случае если злоумышленникам удается похитить денежные средства гражданина, они признаются в мошенничестве и предлагают вернуть похищенное в обмен на совершение диверсии: запуск фейерверка в отделении или нападение на сотрудника банка. Конечно, денежные средства мошенники не возвращают, а их жертва сама становится преступником.
Как уточнили заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов, в последние годы мы видим постоянную трансформацию телефонного мошенничества.
«Если раньше мошенники ограничивались сугубо похищением денежных средств, то теперь они заставляют жертву совершать преступные действия, в том числе в отношении финансовых учреждений страны. В результате такой "обработки" злоумышленники фактически зомбируют наших граждан и склоняют их к преступным действиям. Выполняя подобные задания, граждане совершают уголовно наказуемые деяния, которые могут быть квалифицированы по статье 205 УК РФ "Террористический акт", которая предусматривает суровое наказание» — рассказал Станислав Кузнецов.
В Сбере призвали россиян быть бдительными и помнить, что от правоохранительных органов не могут исходить призывы к совершению противоправных действий: поджогов, взрывов фейерверков в отделениях и нападения на сотрудников.
«Не вступайте в разговор с мошенниками по телефону, не предоставляйте в ходе разговора свои данные, проверяйте информацию и будьте внимательны к поведению близких людей. Обязательно обращайтесь в отделы полиции, звоните на горячие линии поддержки кредитных организаций или родственникам, не стесняйтесь просить о помощи», — сообщили в пресс-службе Сбера.