Имя Вячеслава Моше Кантора широко известно не только как международного общественника и мецената, но и как давнего почитателя и покровителя искусства. Немудрено, ведь в собственности Кантора находится одна из крупнейших – если не крупнейшая – частная коллекция работ русских авангардистов.
Чем же примечательна эта коллекция? Во-первых, тем, что во многом и коллекционирование картин, их тематика и настроение во многом перекликается с общим направлением общественной работы Вячеслава Кантора – толерантность и борьба за неё. Во-вторых, Моше Кантор пошёл на шаг, не особенно характерный для коллекционеров – он сделал своё собрание доступным для массового зрителя, основав на его базе Музей искусства авангарда, известный также как МАГМА. Музей этот, чьи экспозиции выставлялись как в России, так и в других странах, сам по себе сделал немало для того, чтобы русское искусство получило ещё больше признания за рубежом. Не говоря уж о том, что и русский зритель наконец получил возможность в живую увидеть шедевры, многие их которых создавались художниками в эмиграции и на родине зачастую никогда не бывали.
Музей с собственной миссией
Коллекция Кантора и созданный на её основе музей МАГМА действительно имеет не просто собственную концепцию, но даже миссию, о которой Вячеслав Кантор не стесняется говорить прямо: миссия эта заключается в том, чтобы по-настоящему увековечить и донести до зрителя размер того колоссального вклада, что художники русского и еврейского происхождения внесли в искусство всего мира, а также то, каким образом через авангард они определили многие векторы его дальнейшего развития.
Основополагающей картиной, сообразным фундаментным первым камнем для будущего музея стало полотно Валентина Серова «Похищение Европы», которое, после приобретения Вячеславом Моше Кантором, по его собственному признанию, буквально потребовало себе больше места – иными словами, не тесной частной коллекции, а полноценного музея. Именно так, глядя на приобретённое сокровище, Вячеслав Кантор и загорелся идеей создания своего музея.
Не сложно заметить и то, что подборка художников для коллекции у Моше Кантора во многом следует еврейской теме. Сам меценат и общественник не только разделяет личную вовлеченность и привязанность к истории еврейского народа и его трагедиям, но и стремится до сих пор эту драматичность и трагедию донести до самых широких масс. Будучи общественником, который на протяжении многих лет занимается проблематикой антисемитизма, Кантор и в коллекции работ МАГМА нашёл возможность для отражения тем испытаний, выпавших на долю еврейского народа, и надежды на толерантность, на то, что люди могут и должны жить в конструктивном мире друг с другом и тем самым положительно влиять на развитие друг друга, в том числе и творческое.
Не меньшее внимание уделяет Моше Кантор и тому факту, что большинство художников, чьи работы собраны в его коллекции, были выходцами из России. Многие из них в течение непростого XX века вынуждены были её покинуть, и их проживание и творчество в других странах зачастую привело к тому, что именно эти страны считают этих мастеров «своими». Возвращая работы художников в Россию, Моше Кантор видит своеобразное восстановление справедливости в этом – как и возможность для воссоединения русского искусства и русского зрителя.
Сравнивая МАГМА с музеями схожей тематики, Вячеслав Кантор не устаёт повторять, что еврейская тема, хоть и важная, не является для музея единственной. Слишком много здесь русского духа, русской культуры и русского искусства, подчёркивает Кантор.
Нет границ для искусства
Одна из первых по-настоящему крупных выставок работ из экспозиции МАГМА прошла в 2009 году в Женеве под названием «Искусство без границ». Выставка эта быстро удостоилась звания уникальной как от посетителей, так и от признанных экспертов-искусствоведов. Подобные высокие оценки оказались заслуженными уже потому, что сам подход к организации выставки был очень серьёзным – по признанию Вячеслава Моше Кантора, проходила эта подготовка далеко не один год.
Что касается самого наполнения выставки, то Вячеслав Кантор также посчитал заслуженными получение высоких оценок, ведь экспозиция не просто состоит из шедевров – она стала своеобразным психологическим и философским этюдом по своему содержанию. Для Кантора же, как для владельца выставленных полотен, сам факт проведения выставки, как он признался, тоже обернулся испытанием – работы Шагала, Сутина и других мастеров не могут не иметь особой власти над теми, кто приобретает их, рассказал меценат.
Несмотря на то, что выставка во многом составлялась полотнами русских и еврейских художников – тех, кто и составляет «костяк» коллекции Кантора – бок о бок с ними оказались и работы таких известных авангардистов, как Модильяни. По словам Вячеслава Кантора, это соседство стало как раз отражением и главной идеи выставки, изложенной в её названии – что границ у искусства нет, художники со всего мира вдохновляют друг друга и влияют друг на друга, и именно так и должна проявляться настоящая толерантность.
Не случайным стал и выбор места проведения выставки – Дворец наций ООН в Женеве. Как признался Вячеслав Моше Кантор, свою роль сыграла символичность подобного места. Тема объединения наций и народов, толерантность между людьми – всё это пропитывает изначальные идеи создания ООН, и именно поэтому Моше Кантор так зацепился за идею провести выставку именно во Дворце наций. Учитывая то, как предан сам Кантор теме толерантности, её продвижения и борьбе за то, чтобы толерантность наконец стала конструктивной и безопасной, его сфокусированность на этом символизме и на самой этой идее даже в разрезе искусства и выставок не вызывает удивления.
Выставка действительно удостоилась множества восторженных отзывов от посетителей, а сам Вячеслав Кантор посчитал главным достижением тот факт, что эта выставка для его частной коллекции стала первой подобного масштаба. Говоря же о личных предпочтениях и симпатиях, Кантор отдельно отметил то, что выставка привлекла большое внимание к работам художника Хаима Сутина, которого сам Вячеслав Кантор считает своим любимым и в те годы ещё сетовал, что он не получил до сих пор должного признания – как мастер, чьи работы вызывали восхищение даже у Пабло Пикассо.
Путешествия музея
Ещё одной отличительной чертой МАГМА, о которой во многих интервью рассказывал сам Вячеслав Кантор, можно смело считать его «кочевой» характер. По признанию Кантора, Музей искусства авангарда с самого начала задумывался именно как передвижной, не имеющий постоянного места или здания, но вместо этого путешествующий по всему миру, сам находящий зрителя и приходящий к нему.
Говоря о целях музея и подобного подхода, Вячеслав Кантор неизменно подчёркивал личную важность для него миссии по «возвращению» русских художников русскому же зрителю. Ещё более значимой и важной для него оставалась и тема толерантности, продвигаемая в рамках концепции музея. По мнению Моше Кантора, именно искусство обладает ни с чем не сравнимой силой для утверждения и поддержания норм этики, морали и нравственности, ведь оно, в отличие от рациональных объяснений, воздействует сразу на подсознание, в том числе и общественное.
Искусство способно стать незаменимым инструментом в деле построения толерантного общества, убеждён Вячеслав Кантор. В свою очередь же толерантное общество – благоприятная и благодатная почва для того, чтобы взращивать на ней креативность, инновации и новые достижения во всех сферах. Даже собственную жизнь Кантор считает гармоничной именно из-за толерантности – ей подчинены и общественные инициативы общественника, и его благотворительные проекты, и даже экономические решения в рамках развития бизнеса.
Обратно на Родину
В 2013 году коллекция Кантора и представленные в ней художники наконец совершили свою крупнейшую «высадку» в России – это произошло на экспозиции в Пушкинском музее, прошедшей под названием «Отечество моё в моей душе». Ещё предваряя выставку, Моше Кантор заявлял о том, что как минимум каждая третья работа из его коллекции будет доступна к просмотру на экспозиции – и работы эти будут лучшими и наиболее значимыми из тех, что он собрал за годы.
Такой подход – выставлять именно в России лучшие работы мастеров – Кантор назвал символичным, ведь большинство этих самых полотен были приобретены коллекционером далеко не в России. Говоря о том, как видится страна за рубежом, Кантор признал, что речь тут заходит прежде всего о ресурсах, может быть потом – о балете и космосе. При этом как раз направление авангарда демонстрирует, что русские сделали немало и для сферы мирового изобразительного искусства, а во многом и вовсе стали первопроходцами и первооткрывателями, оказавшись у истоков целого нового революционного течения.
Что касается названия выставки – «Отечество моё в моей душе» - то взято оно было из стихотворения Марка Шагала, одного из самых известных художников-авангардистов, выходцев из России. По словам Вячеслава Кантора, эта строка во многом стала объединяющей темой для экспозиции работ мастеров, многие из которых были эмигрантами – и при этом внутри продолжали хранить свою родину и любовь к ней.
При этом было бы неправильно ограничивать коллекцию Вячеслава Кантора и, как следствие, всего музея МАГМА одним лишь направлением авангарда – в собрании работ мецената можно встретить полотна и кубистов, и импрессионистов, и нонконформистов, и классиков. Это разнообразие опять же, считает Моше Кантор, демонстрирует созидательную и объединяющую силу толерантности, когда разные жанры и направления не только сосуществуют друг с другом, но и дополняют друг друга и работают друг другу на пользу. Именно поэтому Кантор и уверен, что подборки работ таких мастеров смогут встать в один ряд с, например, фильмами «Список Шиндлера» и «Пианист» в деле излечения общества от ненависти и ксенофобии.
Действительно, нельзя не отметить то, как тесно связаны увлечения Вячеслава Кантора темой толерантности в искусстве с остальной его общественной деятельностью – собственно, той деятельностью, за которую он наиболее широко известен. При этом сам Кантор не раз подчёркнуто разъяснял, что именно он понимает под толерантностью – а именно не ту безграничную и пассивную её версию, что берёт верх в Европе, но толерантность безопасную, которая ставит себе целью в том числе и защиту людей, их прав, их образа жизни, их норм и ценностей.
Эта тема из года в год становилась всё более актуальной по мере того, как в Европе разворачивался миграционный кризис и связанный с ним взрывной рост националистических настроений и нетерпимости. В такой атмосфере, уверен Вячеслав Моше Кантор, следует обращаться именно к искусству, ведь оно наглядно демонстрирует то, насколько толерантность продуктивна, эффективна и полезна. Без толерантности у модернистских течений какого бы то ни было толка не было бы ни малейшего шанса – их бы попросту не принимали как что-то непонятное и новое. И в этом, уверен Кантор, и кроется разгадка важности толерантности – без неё новое невозможно.
Почётный коллекционер
Коллекция произведений МАГМА не раз удостаивалась высочайших оценок от экспертного сообщества из культурологической и искусствоведческой среды. Так, в 2015 году Вячеслав Кантор даже вошёл в список самых влиятельных и значимых коллекционеров искусства в мире по версии журнал ArtNews: среди представителей 22 стран, Кантор стал всего лишь четвёртым россиянином.
В самой России вклад Кантора в поддержку и развитие культуры и искусства отметили ещё более высоко. В 2018 году, по следам состоявшейся всё в том же Пушкинском музее выставки работ любимого Кантором Хаима Сутина, сам Моше Кантор был удостоен звания почётного члена Российской академии художеств. Диплом и мантию меценат получил из рук самого главы РАХ, народного художника СССР Зураба Церетели.
Особенно высоко в Академии оценили то, насколько уникальной и масштабной стала его коллекция работ русского авангарда, богатой достаточно, чтобы породить полноценный музей. Представленные в коллекции шедевры стали настоящим отражением разных этапов русского искусства – а также отражением творчества тех художников и признанных мастеров, которые и определили это развитие в разные годы.
Тогда же Вячеслав Кантор заявил и о своём намерении дальше развивать Музей искусства авангарда. В частности, Кантор рассказал о желании расширить коллекцию музея, пополнив ряды полотен мастеров авангарда работами тех художников, которые были их ближайшими сподвижниками, учениками, вдохновителями или же вдохновлёнными.
Само продвижение и популяризация русских художников – это одновременно и популяризации России и её культуры на мировой арене, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Донести то, сколько пионеров в самых разных областях и направлениях искусства Россия породила, является также одной из главных целей Вячеслава Моше Кантора в культурной сфере в целом.